Но мы хотим поговорить об анимации элементов интерфейса на сайте: они могут менять положение, цвет, размеры, форму, прозрачность и так далее.
Принципы анимации
Книга написана американскими мультипликаторами Томасом Фрэнком и Олли Джонстоном и считается «библией» анимации. Она дает полное описание методов диснеевской анимации, начиная с самых основ.
Перечислим эти принципы:
1. «Тайминг» — расчёт времени (Timing)
Это один из наиболее важных принципов, потому что анимация с течением времени развивается, и движения обретают смысл. Процесс создания анимации подобен созданию сцены в кино. Сначала определяется общий темп сцены, затем расставляются акценты.
В анимации интерфейсов этот принцип еще называют хореографией элементов — он отражает последовательность изменения компонентов, которая ведет внимание пользователя за собой.
2. Разгон и торможение (Slow in and slow out)
В мире диджитал этот принцип называется функцией плавности (easing) или сглаживанием. Она определяет скорость течения анимации на разных участках. Например, открывая любую дверь, мы в начале ускоряем ее, а затем резко тормозим. А когда мы начинаем спуск на велосипеде с горы, то наша скорость постепенно растет.
Есть несколько видов сглаживания, которые обычно описываются графиками. Например:
3. Сквозные действия и наложения действий (Follow through and overlapping action)
Наложение действия — это когда одно действие порождает другое. Например, волнообразные движения змеи, когда она продвигается вперед по земле. Сначала действие появляется в голове, затем переходит на середину туловища и заканчивается хвостом.
В случае с веб-анимацией суть этих приемов заключается в том, чтобы небольшие части анимированного объекта двигались органично с основным действием.
4. Второстепенные действия (Secondary action)
Например, мы едим вкусный бутерброд — это основное действие. И при этом мы закрываем глаза от удовольствия — это второстепенное действие, которое делает поедание бутербродом более ярким.
А теперь представьте школьника, который сидит на экзамене и незаметно подсматривает в шпаргалку. Незаметно только для учителя, а мы видим это второстепенное действие и для нас смысл происходящего полностью меняется.
На веб-сайте принцип второстепенного действия работает похожим образом с предыдущим принципом: он помогает определить, что наиболее важно для пользователя, а что можно спрятать с глаз. Важное правильно: второстепенные действия никогда не должны отвлекать внимание от основных.
5. Движение по дугам (Arcs)
Отличный пример — ходьба. Когда вы идете, вы не просто передвигаете ноги, а одновременно поднимаете ногу и перемещаете ее вперед, затем ставите на землю. То есть ваша стопа описывает дугу в воздухе. Плавное дугообразное движение — наиболее экономичный способ передвинуть объект из одного положения в другое. С этим приемом ваши анимации будут выглядеть натурально.
6. Сжатие и растяжение (Squash and stretch)
7. Сценичность (Staging)
8. Преувеличение (Exaggeration)
В анимации интерфейсов размер, форма или движение объекта могут быть намеренно преувеличены, чтобы добавить акцент и привлечь больше внимания.
9. Подготовка к действию или к движению (Anticipation)
В дизайне интерфейсов можно использовать небольшие анимации, чтобы вызвать у наших пользователей интерес и предупредить, что за одним элементом может скрываться нечто большее. Отличный пример — эффекты, появляющиеся при наведении на объект.
10. «Прямо вперед» и «от позы к позе» (Straight ahead action and pose to pose).
В первом случае анимацию начинают создавать с первого кадра, а затем последовательно, рисунок за рисунком доводят до конца сцены. Такой подход приводит к большей реалистичности и плавности анимации, а еще таким способом легче создавать спонтанные сцены, например, горящий огонь.
Во втором подходе сначала создают ключевые кадры, а затем заполняют между ними пространство. Большая часть анимации в пользовательском интерфейсе сегодня создаются методом «от позы к позе». Это связано с тем, что для реализации анимации используется CSS.
11 & 12. Ясный рисунок (Solid drawing/Solid posing) и Привлекательность (Appeal)
Как анимация влияет на восприятие пользователей?
Анимация в интернете часто используется в рекламных баннерах. Причина популярности баннеров заключается в идее, что движение «цепляет» зрительные рефлексы пользователя, а на это сложно не обратить внимание.
Движение привлекает и направляет внимание людей. В эксперименте, проведенном Джеем Праттом из Университета Торонто, обнаружилось, что участники быстрее реагируют на оживленные предметы, чем на объекты без движения.
Хотя и существует такое явление как «баннерная слепота» — простыми словами это игнорирование тех элементов веб-сайта, которые пользователь воспринял как рекламу. Компании Nielsen Norman Group выяснила, что даже если элемент не является рекламой, но расположен там, где обычно располагается реклама или рядом с рекламными баннерами, то пользователи все равно игнорируют эти элементы.
Тем не менее дизайнеры могут сделать интерфейс таким, чтобы привлекать внимание к нужным элементам. Главное, чтобы эти элементы не были слишком похожи на классическую рекламу.
Давайте рассмотрим подробнее, какое влияние оказывает анимация:
1. Снижает когнитивную нагрузку. Когнитивная нагрузка — это те интеллектуальные усилия, которые пользователь прикладывает для совершения нужной ему задачи. Если интерфейс перегружен информацией, то потребуется больше усилий и у человека может не хватить внимания и усидчивости. Функциональная анимация помогает пользователям ориентироваться в интерфейсе и видеть, откуда берутся и куда скрываются элементы и не тратить слишком много сил. Если же пользователю приходится много размышлять и заглядывать в справку в процессе использования сайта, то рассчитывать на высокую конверсию не стоит.
4. Снижает слепоту к изменениям. Анимация помогает понять, что что-то произошло на сайте. В реальной жизни мы можем сразу получать обратную связь от многих наших действий. Также должно происходить и в диджитал мире, чтобы взаимодействие с сайтом было похоже на то, к чему мы привыкли в реальности, и пользователь мог легко и быстро ориентироваться в интерфейсе. Например, когда клиент добавляет товар в корзину, анимация помогает зафиксировать это изменение и понять, что произошло. Анимацию также можно использовать при переходе от одного экрана к другому.
6. Развлекает. Сущность анимации восходит к тем временам, когда ее использовали в мультфильмах, поэтому ее по-прежнему можно использовать для создания забавных моментов. Привлечь внимание пользователя можно путем добавления необычных элементов.
Анимация — must have для любого современного сайта
Чтобы пользователь понял саму анимацию, она должна имитировать движения из физического мира — трение, ускорение и т.д. Тогда она не будет казаться зрителю чем-то странным и незнакомым, а будет выглядеть реалистично и естественно.
Если вы хотите, чтобы интерфейс вашего сайта работал на имидж компании, удобство клиента и конверсии, то вам нужна команда, которая глубоко погружается в проект, проводит аналитику и организует взаимодействие между всеми членами команды.
У нас в Uplab используется именно такой подход — разработке любого сайта задействованы специалисты из разных отделов от аналитиков и проектировщиков до дизайнеров и разработчиков.
Благодарим за прочтение статьи. Успешных вам проектов!
Комментарии к статье
Комментарии: 0