Мы постарались разобраться, в каком темпе развивается индустрия, и проанализировали, какие digital-проекты запускают отечественные и мировые компании.
Промышленность в числе отстающих
IT, медиа, телеком.
Финансовый сектор.
FMCG.
Ритейл, логистика, туристичекие услуги.
Госструктуры (включая госуслуги).
Промышленность.
Однако, как говорит один из главных апологетов диджитализации в России — глава Сбербанка Герман Греф, в самом ближайшем будущем не останется ни одной из отраслей, которая не будет «взорвана» новыми цифровыми технологиями — от медицины до сельского хозяйства.
Развитие таких технологий, как big data, IoT (интернет вещей), AI (искусственный интеллект) знаменуют наступление четвертой промышленной революции. Чтобы не остаться за бортом истории, перепрофилироваться придется всем отраслям.
Как использовать digital-технологии в промышленности
Маркетинг в промышленности: от онлайн-коммуникации с клиентами до лояльности к бренду
Такой подход корпорации обычно объясняют тем, что их клиенты, также представители крупного бизнеса, и без этого достаточно знают об их преимуществах.
Отчасти это пока еще справедливое утверждение, но ситуация стремительно меняется.
Как отмечают эксперты Deloitte, клиенты невольно переносят свой покупательский опыт онлайн в сфере b2c в сегмент b2b. Порядка 90% покупателей в b2b сегодня используют онлайн-ресурсы для изучения промышленной продукции. При этом в среднем покупатели на 60% формируют свое решение о покупке еще до того, как свяжутся с продавцом.
К примеру, в химической промышленности, по данным McKinsey, 80% клиентов в b2b действительно считают важным личное взаимодействие при поиске новых продуктов, поставщиков. Но когда дело доходит до повторного заказа, только 15% считают личное взаимодействие важным.
Forrester еще в 2015 году прогнозировал, что к 2020 году в США порядка миллиона продавцов в b2b потеряют свои рабочие места из-за проникновения электронной коммерции, сообщал Forbes.
Одной из проблем взаимодействия с клиентами для компаний, работающих по модели b2b2c, является то, что с конечным потребителем общаются дилеры / дистрибьюторы. Компания-производитель чаще всего никак не контролирует эти процессы, в результате чего неудачный опыт взаимодействия пользователя с посредником негативно влияет на отношение к бренду. Улучшить мнение конечного потребителя возможно за счет присутствия в сети и онлайн-коммуникации с пользователями. Прежде всего мы говорим о взаимодействии people-2-people, налаженность онлайн-каналов коммуникации играет здесь немаловажную роль.
E-commerce: развитие экосистем
Информация о клиентах, полученная с помощью e-commerce платформ, поможет производителям лучше понимать потребности потребителей и спрос на их продукцию.
Одним из примеров промышленных компаний, развивающих экосистему, можно назвать немецкую металлургичекую компанию Klöckner. Одна из задач, которые компания ставит перед собой, добиться прозрачного ценообразования на стальную продукцию. Для этого компанией создан онлайн-сервис для взаимодействия крупных поставщиков и клиентов. Сначала сервис был запущен в Германии, сейчас аналогичные площадки работают в Австрии, Германии, Нидерландах. Цель Klöckner — к 2019 году осуществлять 50% всех продаж через эту платформу.
Химический концерн BASF, также вставший на путь диджитализации, для захвата китайского рынка среди малого и среднего бизнеса (99% компаний страны, 60% ВВП) в 2015 году открыла e-commerce площадку на Alibaba.
Китайская Baosteel впервые запустила e-commerce для своих проектов еще в 2000 году. Постепенно к портфелю услуг добавились логистика и финансирование. В 2013 году у компании изменилась бизнес-модель и 2 года спустя возобновилась работа e-commerce площадки, где помимо продукции Baosteel размещаются предложения конкурентов. В период 2013—2015 объем продаж по каналу e-commerce вырос в 3 раза, что является наглядной иллюстрацией того, что развитие интернет-продаж отвечает потребностям рынка. Причем 60% продаж приходится на предложения конкурентов. Сейчас на своей онлайн-деятельности компания зарабатывает около $ 800 млн в год.
Кроме того, благодаря публикации предложений конкурентов (и анализу массивов данных об их ценах) компания получила полезную информацию для формирования ценовой политики. Ведь непрозрачное ценообразование, формирование цены «от балды» по указанию руководства до сих пор остается одной из болевых точек добывающей отрасли.
Если говорить о России, то собственную e-commerce площадку развивает, например, «Северсталь». Компания в ноябре 2016 года первой из металлургических предприятий запустила свой интернет-магазин. В настоящее время пользователями магазина уже являются около половины клиентов компании на внутреннем рынке, размещающих заказы на производство продукции. С 2019 года «Северсталь» планирует запустить экспортные продажи.
Несколько месяцев назад похожий сайт запустил НЛМК. Так что движение в сторону развития онлайн-продаж российскими промпредприятиями медленно, но начато. Рекомендуем прочитать статью, если вы хотите глубже погрузиться в тему e-commerce в промышленности.
Digital для HR: привлечение и удержание кадров
Соответственно, между компаниями обострится конкуренция за кадры. Тем более, что к поколению миллениалов работодателям еще нужно найти подход и заинтересовать их. В таких условиях компаниям, в том числе промышленным, не обойтись без построения HR-бренда.
Пока, впрочем, промышленные компании в России не слишком много внимания уделяют своему бренду как бренду работодателя. Так, в число 15 компаний-призеров премии HR-brand в 2017 году вошла только одна промышленная компания — нефтехимический холдинг «Сибур». Что интересно, компания в принципе активна в digital — «Сибур» инвестирует в интранет-решения.
В целом отдельный сайт для привлечения сотрудников есть лишь у некоторых промышленных компаний, например, у «Норильского никеля» и «Полюса».
Помимо привлечения сотрудников, у HR-специалистов есть задача удерживать кадры. Digital-технологии позволяют повысить эффективность внутренних коммуникаций. За последний год к нам поступило более 10 обращений с запросом на функциональный интранет. В ходе сбора требований большинство заказчиков отмечали, что их текущее решение используется только как справочник и хэлпдеск (заказ воды, вызов IT-специалиста). В лучшем случае коммуникационные службы публикуют во внутренней сетке новости. У некоторых компаний есть отдельные сервисы для менеджмента вроде бронирования переговорных. Проектная деятельность или автоматизация бизнес-процессов в интранете для промышленных компаний — редкое явление.
Как результат — аккаунты в интранете есть в среднем у 10% от общей численности сотрудников компании. И если раньше это могло быть обусловлено тем, что не у всех сотрудников были рабочие компьютеры, то сейчас у большинства сотрудников есть личные смартфоны.
При этом у большинства компаний интранет работает на базе MS Sharepoint с высокой стоимостью лицензии, что также влияет на количество подключенного персонала. Можно предположить, что крупные компании — это крайне перспективный рынок для внедрения интранета на базе более выгодного и удобного «Битрикс24».
Резюмируя, можно сказать, что российская промышленность — только в самом начале пути в digital. А значит каждый игрок, который начинает внедрять цифровые технологии, получит конкурентные преимущества.
Комментарии к статье
Комментарии: 0