Как использовать Scrum в контент-маркетинге

18 января 2019
10 минут 9301
image
Илона Милевич контент-маркетолог
Как использовать Scrum в контент-маркетинге
Идеи Agile уже не раз звучали в разговорах о контент-маркетинге. Чаще всего говорят о Scrum. Использование методологии в редакционной работе имеет некоторые особенности — их мы и рассмотрим в этой статье.

Адаптированный перевод статьи Юга Бабича, контент-маркетолога VivifyScrum

Scrum — работа в несколько итераций

Классическая концепция Scrum основана на поэтапной подготовке и сдаче работы. Разработка продукта скрам-командой подразумевает процесс производства в несколько коротких, ограниченных по времени итераций, называемых спринтами. Спринты имеют четко определенные начало и конец (от одной до четырех недель) и конкретную цель.

Скрам-команда по контент-маркетингу работает по тому же принципу: с заданной продолжительностью спринта (которая должна оставаться неизменной для всех спринтов, чтобы упростить отслеживание эффективности) и определенной целью или целями. Команда разработчиков контента в стремлении к цели действует сообща и соблюдает установленные сроки.

Использование Scrum в таком деле, как контент-маркетинг, которое требует постоянной самоотдачи и не приносит сиюминутного результата, может показаться нелогичным. Однако на практике такой способ организации работы по выпуску проектов может быть весьма успешным.

Преимущества Scrum в управлении контент-проектами

Преимущество Scrum — итерационный подход к работе. Команда по контент-маркетингу имеет конкретно обозначенные этапы и сроки работ, которые могут быть проанализированы и быстро изменены без лишней траты времени на то, что не будет привносить никакой ценности для блога, компании или читателей.

Акцент на эмпиризме побуждает скрам-команды работать прозрачно, обозревать и анализировать свою работу — то есть постоянно улучшать процессы и показатели.

Спринты фокусируют команду, позволяя ей в процессе производства достигать цели последовательно. Scrum создает атмосферу постоянных достижений, что важно, поскольку контент-маркетинг зачастую воспринимается как одно бесконечное усилие без ощутимого результата.

Наконец, спринты помогают командам лучше понять, сколько времени и усилий нужно для решения определенных задач. Благодаря этому редакции могут улучшать свое планирование.

Участники скрам-команды

В официальном Руководстве по Scrum для эффективной работы определены 3 ключевые роли участников скрам-команды. Каждая роль имеет свои обязанности:

Владелец продукта (product owner). Его главная обязанность — максимизировать ценность, предоставляемую скрам-командой. Владелец продукта поддерживает журнал незавершенного производства (product backlog), четко определяет и упорядочивает элементы журнала (задачи) и отвечает за то, чтобы все понимали, как в нем ориентироваться и как с ним работать.

Скрам-мастер (scrum master). Лидер команды, который всем помогает правильно понимать и практиковать Scrum: дает советы, проводит инструктаж и т. д. Скрам-мастер также отвечает за устранение любых препятствий, которые мешают команде выполнять свою работу.

Команда разработчиков (development team). В состав скрам-команды входят люди, которые обеспечивают «выполнимый прирост продукта» (поэтапная работа над проектом) и отвечают за то, что будет сделано в спринте.

Скрам-команда не имеет внутренней иерархии, специальных названий или отдельных подкоманд. В некоторых из них есть владельцы продуктов и скрам-мастера, которые посвящают все рабочее время своим управленческим обязанностям. Однако в Scrum для контент-маркетинга владелец продукта и скрам-мастер также должны быть частью команды разработчиков, то есть выполнять практическую работу.

Организация работы с контентом

Scrum помогает организовать работу так, что становится понятно, кто над какой задачей работает и почему.

Журнал незавершенного производства (product backlog)

Журнал незавершенного производства (или бэклог продукта) — упорядоченный список всего, что необходимо сделать для производства продукта. Для скрам-команды по контент-маркетингу этот продукт может быть успешным контентом, который приводит потенциальных клиентов и повышает коэффициент конверсии (или что-то еще, на чем работает команда).

Бэклог продукта состоит из задач, описывающих работу, которую команда должна выполнить, чтобы повысить ценность продукта (успешный, устойчивый контент-маркетинг).

Все задачи должны иметь следующее:
Приоритет (определяется командой)
Хронологический порядок
Четкое описание
Оценка времени на выполнение
Ответственность за соответствие задач всем требованиям несет владелец продукта. Он может (и должен) консультироваться с остальной частью команды по вопросу формирования бэклога продукта. Однако, будучи единственным лицом, ответственным за соблюдение сроков и плана, владелец продукта должен направлять команду и вовремя вносить ясность.

В бэклоге могут находиться не все задачи для команды. Владелец продукта обновляет его по мере получения информации и сначала заполняет те задачи, которые нужно будет выполнить в рамках ближайших спринтов. Помните, что бэклог продукта — «живое» существо, которое может меняться со временем.

Задачи в спринте (sprint backlog)

Когда наступает время начать спринт, команда разработчиков формирует список приоритетных задач, которые помогут достигнуть цели, из тех, что находятся в бэклоге продукта.

Например: Перед началом спринта наша скрам-команда по контент-маркетингу переносит задачи из бэклога продукта в отдельный список задач для нового спринта:
Определить ключевые слова для поста в блоге
Исследовать тему
Придумать тему для поста в блоге
Написать пост для блога
Продумать визуальное оформление поста
Перечитать и отредактировать пост
Опубликовать пост в блоге и др.
Никто не должен вмешиваться в работу скрам-команды. Только участники решают, как они будут выполнять работу. Они сами выбирают нужные инструменты и контролируют процесс.
Скрам-команда — единственное звено, которое решает, что будет сделано в спринте.

Скрам-доска (scrum board)

Хоть это и не обязательно, но большинство скрам-команд используют скрам-доску для визуализации работы в спринте. Это может быть реальная настенная доска со стикерами или виртуальный инструмент.

Вот пример виртуальной скрам-доски:
пример виртуальной скрам-доски
Хоть это и не обязательно, но большинство скрам-команд используют скрам-доску для визуализации работы в спринте. Это может быть реальная настенная доска со стикерами или виртуальный инструмент.

Вот пример виртуальной скрам-доски:
Scrum — понятный, прозрачный и эффективный способ организации работы, который предоставляет актуальные сведения о том, кто чем занимается, какие возникают трудности и как продвигается спринт.
Такая организация работы способствует тесному взаимодействию участников скрам-команды для достижения цели без напрасной траты времени и ресурсов.

Например, если члены команды замечают, что какая-нибудь задача вызывает у исполнителя сложности и слишком долго находится в столбце «Выполняется», кто-нибудь из участников может прийти на помощь — подключиться к работе над ней.

Скрам-собрания

Скрам-собрания проводятся регулярно и помогают улучшить командную работу и продукт.

Планирование спринта (sprint planning)

Планирование устраивается перед началом нового спринта. На скрам-собрании владелец продукта представляет задачи, над которыми команде предстоит работать в рамках нового спринта, а затем участники обсуждают, что понадобится сделать для их решения и как лучше всего построить процесс работы.

Ежедневные скрам-собрания (daily scrum)

Во время ежедневных коротких скрам-встреч участники команды рассказывают, какие задачи уже выполнили, как продвигается работа в целом и что они запланировали себе на день. Это отличная возможность для команды обсудить возникшие сложности и вместе найти эффективный способ устранения проблем.

Обзор спринта (sprint review)

По окончании спринта члены скрам-команды устраивают встречу, посвященную обзору спринта, чтобы оценить проделанную работу. Они обсуждают, что было сделано хорошо, а также какие процессы стоит улучшить в будущих спринтах. Кроме того, обзор спринта — это возможность продемонстрировать работу членов скрам-команды другим лицам. Такие встречи будут полезны для получения обратной связи от других заинтересованных сторон в компании и для общего понимания, как работа, проделанная скрам-командой по контент-маркетингу, способствует развитию компании.

Ретроспектива спринта (sprint retrospective)

Ретроспектива спринта предназначена для того, чтобы понять, работала ли скрам-команда как единое целое, с какими трудностями она сталкивалась и что нужно сделать, чтобы в дальнейшем быть более эффективными. Цель такого скрам-собрания не в том, чтобы найти виновных. Ретроспектива спринта должна стать позитивной встречей, которая укрепляет чувство сопричастности всей команды к достижению одной большой цели.

Основная цель проведения всех упомянутых скрам-собраний кроется в повышении информационной прозрачности и в честной и объективной оценке эффективности работы редакции как единой команды. Собрания необходимы для адаптации участников к Scrum и обеспечения условий максимальной самоотдачи всей команды.
Мы в Uplab практикуем Scrum с 2016 года. Первыми методологию начали использовать команды разработчиков. Это было что-то вроде эксперимента, который удачно завершился, и через 3−4 месяца уже все отделы агентства начали применять в своей работе эту технологию проектного управления. Оглядываясь назад, могу сказать, что переход на Scrum потребовал некоторой адаптации, но однозначно оказал мощное положительное влияние на тайм-менеджмент и продуктивность специалистов.

Например, в нашем отделе контента все сотрудники научились грамотно управлять редакционными процессами и максимально точно просчитывать, сколько времени потребуется на каждый этап подготовки материала и его продвижения. Мы стали лучше понимать специфику работы друг друга: кто чем занимается, с какими трудностями сталкивается и как с ними справляется. Scrum здорово объединяет людей и еще больше вовлекает в процесс — вы вместе ищете лучшее решение задачи и в конечном счете стремитесь выпустить инфопродукт самого высокого качества, не срывая сроки и четко осознавая границы своей ответственности.

Работа с контентом требует оперативности и глубокой погруженности в тему. В этом смысле Scrum — отличный инструмент самоконтроля и управления своей эффективностью. Визуализация рабочего процесса с помощью скрам-доски позволяет не допускать редакторской прокрастинации и постоянно держит тебя в фокусе. Приятно достигать цели из спринта в спринт и ощущать силу влияния на результат каждого члена команды.
Артем Гаврилов
редактор

Еще несколько соображений

Несмотря на то, что Scrum чаще используется в работе технических специалистов, он может принести пользу и командам, занимающимся контент-маркетингом. Однако Scrum не должен ограничивать редакцию компании в использовании в работе других практик и идей. Его ключевая роль как раз и заключается в особенном способе организации труда, который помогает определить, что положительно влияет на эффективность команды, а что тормозит ее развитие.

Расскажите
о вашем проекте