Чтобы понять, как выглядит интернет для Йена, установите программу VoiceOver на своем компьютере и попытайтесь найти что-то на любом сайте. «Старайтесь не подсматривать», — советует Йен. «Я каждый день пользуюсь Amazon, чтобы найти нужные товары. Перехожу на каждый пункт меню, чтобы добраться до нужной страницы, и пролистываю ее, чтобы добавить товар в корзину».
Обычные люди бегло переходят по ссылкам, но тысячам пользователей приходится уделять кучу времени, чтобы просто найти нужную страницу. Одна из главных проблем человеческой природы — формирование картины об огромном и разнообразном мире через личный опыт. Чтобы люди как Йен чувствовали себя комфортно, мы должны перестать мыслить узко и попытаться расширить границы видения. Поэтому сегодня поговорим о двух важных аспектах дизайна — инклюзивности и доступности.
Доступный, инклюзивный и универсальный дизайн — в чем разница
«Доступный дизайн» — это простое, прямое и быстрое взаимодействие между пользователем и интерфейсом, созданное для людей с ограниченными возможностями. Такой подход — часть инклюзивной дизайн-стратегии.
«Инклюзивный дизайн» — дизайн, разработанный под потребности человека, интерфейс, который легко подходит разнородной группе людей с различными характеристиками и особенностями. У всех людей отличаются возраст, пол, язык, на котором они говорят, условия среды, в которой они обитают. Некоторые ограничены в доступе к технике, в количестве времени и денег. Инклюзивность делает дизайн доступным и удобным для всех и каждого.
На самом деле, разработка инклюзивного и доступного дизайна — своеобразный вызов индустрии. Однако это необходимый шаг вперед для развития социальных отношений. Прежде чем мы начнем говорить о преимуществах доступного и инклюзивного дизайна, а также его позитивном влиянии как на общество, так и на индустрию в целом, развеем пару мифов.
Предрассудки о доступности и инклюзивности сайта
Миф 1: Инклюзивный дизайн предназначен только для групп, которые подвергаются дискриминации
Другими словами, инклюзивный дизайн не делает ваш продукт предназначенным только для людей с разными (очевидными и / или незаметными) нарушениями. Он предотвращает все неудобства, которые могут возникнуть у большого и разнообразного сообщества пользователей.
Миф 2: Инклюзивный дизайн — дорого и не стоит того
Большое количество времени, потраченное на соблюдение рекомендаций W3C, и высокая стоимость работы эксперта — основные аргументы против внедрения инклюзивного дизайна. Однако дизайнеры и разработчики могут поделить ответственность при создании доступного и инклюзивного интерфейса. Слаженная и эффективная работа команды под руководством опытного менеджера поможет создать качественный продукт и при этом сэкономить деньги. Целая команда будет участвовать в решении задач определенным образом и постоянно совершенствовать навыки. Скоро эта практика станет хорошей привычкой.
Миф 3: Инклюзивный дизайн — продукт для среднестатистического потребителя
Руководство по обеспечению доступности web-контента (WCAG) 2.0
Документ состоит из 12 шагов, которые объединены 4 принципами: воспринимаемость, оперативность, понятность и надежность (POUR). Каждый шаг подтверждается тремя уровнями успешности (A, AA, и AAA), которые отражают, был ли соблюден стандарт. WCAG широко используется для понимания и оценки интерфейса веб-дизайнерами, веб-разработчиками, тестировщиками, менеджерами проектов и аналитиками.
Далее рассмотрим практические рекомендации, основанные на принципах, описанных в WCAG, которые помогут вам создать инклюзивный интерфейс.
Чек-лист UX-дизайнера: ограничивайте себя, а не пользователя
Прежде чем начать создание доступного интерфейса, подумайте о том, как его отдельные элементы будут действовать на пользователя. Оцените дизайн по его составляющим:
Рекомендации по созданию инклюзивного дизайна
Дизайнеры — творческие люди, которые стараются разработать полезный и приятный глазу интерфейс. Различия между взглядом дизайнера и пользователя хорошо описаны дизайнером инклюзивных сайтов, Корделией МакДжи-Таб, в ее посте для блога Salesforce UX, Projectors Don't Lie. Она утверждает, что-то, что пользователи обычно видят, больше похоже на размытое изображение на проекторе, чем на картинку на экране HQ-разрешения.
Протестируйте на мобильных устройствах. Самый простой способ — использовать в Chrome симуляторы, вроде Device Mode. Это позволит увидеть, как интерфейс выглядит на разных устройствах.
Device Mode можно включить в левом углу окна «Инструменты разработчика» (F12 или Ctrl + Shift + I на Windows или Cmd + Opt + I на Mac). Обратите внимание, что такое тестирование не гарантирует 100% результата, поэтому лучше все же изучить, как выглядит сайт на реальных устройствах.
Убедитесь, что содержимое вашего ресурса можно масштабировать. Многие люди не могут полностью воспринимать всю красоту интерфейсов. По исследованиям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2014 году у 246 миллионов человек есть проблемы со зрением (близорукость, дальнозоркость, астигматизм и т.д.). И, хотя большинство людей со слабым зрением используют очки или линзы, инклюзивный дизайн ориентирован на тех, кто не может их себе позволить или предпочитает не использовать их.
Еще один хороший способ — начать с дизайна продукта с учетом мобильных систем, а уже затем — масштабировать на другие платформы. Описали это здесь.
Дизайн для разного окружения и выбор контрастности. Исследование Statcounter 2016 года показало, что 51,3% интернет-трафика — с мобильных устройств. Это значит, что пользователь может стоять посреди солнечной улицы и смотреть на дисплей, листая ваш сайт. Если картинка не имеет достаточного контраста, пользователь сайт может просто не увидеть.
Пишите так, как вы говорите. Часто этот совет звучит как «упростите текст», однако это не совсем так. Вам необходимо грамотно организовать речь. Так вы сделаете даже сложные вещи понятными. Чтобы убедиться, что ваш текст понятный, используйте сервис Hemingway (для русскоязычных текстов можно использовать Главред). Он выделяет предложения со сложной конструкцией и пунктуацией, а также подчеркивает пассивный залог и предлагает более простые синонимы для редко используемых слов.
По отчетам Национального центра статистики здравоохранения США за 2014−2015 годы видно, что:
Пользователям с нарушениями зрения и трудностями перемещения приходится изучать контент:
Попробуйте программное обеспечение для чтения с экрана. Используйте различные инструменты, чтобы понять, как будет выглядеть ваш сайт для людей со вспомогательными устройствами. Например, расширение для Chrome — ChromeVox. Это устройство для чтения с экрана для незрячих пользователей и пользователей с плохим зрением. Попробуйте использовать его только с клавиатуры, а затем с помощью мыши. Это поможет вам понять, как люди со слабым зрением или трудностями передвижения пользуются вашим сайтом.
Выделите активные элементы. Ссылки или формы с контрастными границами помогут пользователям с клавиатурой перемещаться с помощью кнопки Tab.
Уберите скрытые элементы навигации. Если вы хотите, чтобы пользователь распознавал ценные и информативные элементы, не скрывайте их. Вместо этого выделите функции и ссылки, которые будут в первую очередь видны для чтения с экрана.
Рассмотрим обычную скорость подключения к интернету. Информацию о различных подключениях можно найти в FastMetric или в отчете Akamai о состоянии интернета. Например, средняя скорость в Америке составляет 16 Мбит/с, но если вы создаете продукт для жителей Африки, вам нужно оптимизировать сайт под скорость 3 Мбит/с (данные для Египта).
Проверьте интерфейс, моделируя низкую скорость соединения. Это можно сделать с помощью Chrome DevTool. Откройте вкладку Network и измените метку No throttling в раскрывающемся списке на скорость, которую необходимо предоставить вашему сайту. Можете попробовать Sloppy Java tool или замедлить скорость с помощью Fiddler, используя опцию «имитировать модем».
Если вы хотите получить персональные данные пользователя, объясните свою потребность в них, убедитесь, что у пользователя есть доказательства того, что вы сохраните конфиденциальность. Если вы собираетесь каким-либо образом применять данные пользователя для опросов, аналитики, отправки электронных писем, уведомите их об этом.
Например, знание пола пользователя может иметь значение. Однако, если вы не можете объяснить, зачем вам нужно знать пол, не добавляйте данное поле в форму.
Есть еще несколько вещей, которые консультанты AltexSoft UX рекомендуют ввести для взаимодействия с пользователями.
Сделайте инклюзивный дизайн приоритетом
Джой Буоламвини, основательница Code4Rights, тестировала программное обеспечение для распознавания лиц и заметила странную вещь: программа не могла обнаружить ее лицо из-за ее цвета кожи. Оказалось, что разработчики не добавили образцы афро-американских лиц в учебный комплект. Она была вынуждена носить белую маску для работы с программой искусственного интеллекта. Унизительно, правда? Доступный и инклюзивный дизайн призван избавиться от дискриминации и уменьшить стресс, который может возникнуть при работе с интерфейсом.
Комментарии к статье
Комментарии: 0