Чтобы делать такие больше проекты, требуется тщательная подготовка. Поэтому в этой статье хотим рассказать об основных инструментах и бизнес-процессах, которые помогают нам управлять проектами и выстраивать доверительные и лояльные отношения с клиентами.
С чего начинается проект?
Наш приоритет — как можно быстрее создать продукт, который принесет бизнесу пользу и прибыль. Рынок диджитал очень динамичный, поэтому важно не потерять время. Клиент не должен сидеть 2 года со старым сайтом и ждать, пока мы закончим разработку — это наш принцип. Поэтому мы используем концепцию создания минимального жизнеспособного продукта (MVP) и дальнейшей его доработки релизами. Разработка MVP занимает 3−5 месяцев.
MVP или Минимально жизнеспособный продукт — продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями.
За что отвечает руководитель проекта?
РП полностью отвечает за проект, его рентабельность, сроки и результат. Он должен быть очень глубоко погружен, знать все нюансы и уметь грамотно погрузить в проект всех участников процесса.
За качественный результат ответственны и другие члены команды. Владелец продукта — за качество самого продукта и его стратегическую реализацию, техлид направления и исполнитель — за качество работы на каждом этапе.
Работа руководителя проекта начинается задолго до старта разработки. Он может подключиться на следующих этапах:
На какие этапы делится работа над проектом?
Перед началом производства руководитель проекта обязательно делает установочную встречу с клиентом. Её цель — презентация того, как будет происходить реализация проекта, и синхронизация этого процесса с клиентом.
На встрече мы знакомим команды, подробно описываем организационную структуру с обозначением ЛПР, составляем RACI — матрицу для определения роли каждого члена команды с обеих сторон и распределения ответственности, определяем правила общения, формируем ключевые вехи для производства, согласуем процедуру приемки работ. Встреча может проходить как офлайн, так и онлайн.
A (Accountable) — ответственный; ему отчитываются о результате, на каждый проект/задачу — не более одного A.
С (Consulted) — консультант; с ним консультируются и согласуют принимаемые решения.
I (Informed) — информируемый, ему поступает итоговая информация о проделанной работе.
Также на этой встрече подробно обсуждается, как будет проходить первый этап проекта и что требуется от клиента. Параллельно мы выясняем, как построены бизнес-процессы клиента, чтобы сразу понять, где можем забуксовать. Этот подход добавляет прозрачности в проект и снижает риски.
Когда начинается разработка, используем классические для веб-проектов этапы работ.
Какие инструменты используются для управления проектами?
Кроме Confluence, для управления проектом есть следующие инструменты:
Как мы формируем команду проекта?
Как мы отслеживаем нагрузку на команду руководителей проектов?
Под потребности проектов мы можем масштабировать команду. Наш HR-отдел все время формирует базу потенциальных руководителей проектов, которых можно оперативно пригласить на работу.
Как измеряется результат?
Как строится коммуникация с заказчиком проекта?
Также мы проводим установочные встречи, которые помогают сразу снять часть вопросов, создать атмосферу доверия и прозрачности. Количество встреч всегда зависит от клиента. Если клиент раньше не заказывал сайт и не знает, как происходит процесс разработки, то встречаемся чаще, проясняем все вопросы очень подробно, пока не достигнем полного взаимопонимания.
Остальные согласования происходят или сразу через почту в письменном виде, или с предварительным звонком для обсуждения. Все договоренности фиксируются и подтверждаются письменно.
Контролировать ход работы клиент может двумя путями:
Может ли не хватить людей в проекте?
Как учитываются другие риски в проекте?
Еще один важный инструмент — управляющий комитет. В него входят лица, которые принимают решения на каждом этапе проекта. Четко зная, кто и за что отвечает, мы легко можем эскалировать тот или иной вопрос.
Этот план презентуем клиенту. Если руководитель на стороне заказчика неопытен в управлении проектами в диджитал, то промежуточное планирование и презентацию проводим чаще.
Могут ли сдвинуться сроки?
Может ли поменяться руководитель проекта?
Минимум за 2 недели до смены сообщаем клиенту, что будет новый руководитель проекта. Чтобы вызвать доверие к его профессионализму, дополнительно о смене сообщает проектный директор, групп хеды или техлиды.
У себя внутри проводим максимально детализированную передачу проекта. Все проекты ведутся в Confluence, поэтому новый РП черпает необходимую информацию там. Отдельным блоком он изучает планируемые работы/задачи в разделе «Статус проекта».
Далее проводим установочную встречу, чтобы познакомить клиента с новым РП, и нивелировать все его беспокойства при передаче проекта.
После начала работы нового РП, переходный период продолжается. Еще 2−3 недели групп хед поддерживает руководителя проекта, держит руку на пульсе, смотрит, как «отгружаются» задачи клиента.
Чтобы проконтролировать удовлетворенность клиента, через некоторое время делаем контрольный звонок о качестве обслуживания и собираем NPS.
Секреты управления проектами от команды Uplab
Катерина Бендасова, проектный директор Uplab
15 лет в проектной деятельности
С другой стороны, когда видишь перспективы и результаты работы, отдаешься со всей страстью делу, то оставаться равнодушным не получится. Есть такой сериал — «Анатомия страсти». Про то, как врачебная практика плотно переплетается с личными эмоциональными потрясениями главных героев. В нем хорошо показан этот аспект. Так вот, я считаю, что без «страсти» и «эмоций» работать нельзя. Просто пусть эти эмоции будут с энергией положительной, тогда всё будет получаться.
Нет пределов для совершенствования своих результатов, но важно помнить, если ты задумал «ракету», а времени и ресурсов у тебя только для «самолета», тогда сразу придумай план как сделать хороший «самолет», а не половину «ракеты».
Чем большим знанием ты обладаешь, тем лучше ты умеешь управлять и применять свои знания!
Олег Важовский, Group head
10 лет в ведении проектов
Диана Олейник, Group head
4 года в ведении проектов
Нужно планировать свой день. Самые важные задачи стараюсь выполнять в первой половине дня, когда свежая голова и много энергии. Для меня это самый продуктивный период рабочего дня. Зачастую, чтобы успеть всё, нужно вовремя делегировать, поэтому если есть задачи, которые может выполнить другой специалист, необходимо максимально быстро передать их в работу, а не тормозить их на себе.
Комментарии к статье
Комментарии: 0