Автоматизировать инвентаризацию выбросов СО2 в РФ.
Это поможет проводить регулярный мониторинг динамики выбросов, определять основные источники загрязнений и принимать дополнительные меры государственного регулирования для снижения выбросов.
Задачи
•
Разработать систему электронной отчетности (реестр) по выбросам СО2.
•
Автоматизировать бизнес-процессы по работе с информацией о выбросах парниковых газов: подачу и проверку отчетов, аналитику данных.
•
Настроить аналитические панели для мониторинга динамики выбросов СО2, которые позволят определить основные источники загрязнений и вносить необходимые изменения в политику и технологии для снижения выбросов.
Решение
Реестр выбросов парниковых газов функционирует в рамках действующей ГИС «Энергоэффективность».
01
Доступ в систему реализован через ЕСИА — для входа необходимо ввести в окне авторизации логин и пароль от портала «Госуслуги».
02
В системе есть 5 видов личных кабинетов для разных типов пользователей:
03
•
для эмитентов (компании, которые подают отчеты);
•
для оператора (Минэкономразвития России);
•
для надзорного органа (Росприроднадзор);
•
для органов государственной власти субъектов РФ;
•
для администраторов.
Функционал ЛК эмитентов отличается в зависимости от статуса компании. Есть 3 статуса:
04
•
регулируемые организации (РО) — производят 150.000+ тонн СО2 в год;
•
региональные регулируемые организации (РРО) — фиксированное количество организаций, которые участвуют в эксперименте по ограничению выбросов на территории Сахалинской области;
•
иные организации — добровольно подают отчетность.
Иные компании могут проверить себя на соответствие статусу РО. После ввода своих значений по выбросам система автоматически проводит расчет и определяет статус компании — или она остается Иной, или меняет статус на РО в случае превышения лимита выбросов.
05
До разработки системы все отчеты заполняли вручную. Мы оцифровали утвержденные федеральными законами отчеты и настроили валидацию полей — список обязательных к сдаче данных строго регулируется Постановлением, поэтому необходим был функционал, который не даст подать отчет без заполнения обязательных полей.
Предусмотрено 2 типа отчета:
для РО и иных организаций,
для РРО.
06
В отчете доступно 2 способа ввода данных о выбросах:
07
•
с помощью калькулятора, который был разработан на основании методики определения выбросов парниковых газов согласно приказу № 371 Минприроды Р Ф, и содержит 200 методов расчета массы выбросов;
•
вручную, на основании расчетов компании.
У каждого отчета есть статусная модель:
08
•
черновик (отчет создан, но не подписан),
•
проверка на сомнительные значения (система автоматически распознает ошибку и подсвечивает ее),
•
проверка электронной подписи,
•
проверка компании в ЕГРЮЛ и ЕГРИП,
•
зарегистрирован,
•
на проверке,
•
принят / отказ в принятии (с комментарием о причине),
•
доработка в случае отказа.
Модель может отличаться, если в поданном отчете содержатся загрязняющие вещества, надзор за которыми ведет Росприроднадзор (РПН). Такой отчет проходит тот же путь, но с дополнительной проверкой РПН, который может принять отчет или отправить его на исключение с комментарием о причине. Исключенный отчет нельзя сдать повторно — эмитент может создать копию и подать другой отчет заново.
Для напоминания о приближении дедлайнов сдачи или проверки отчета настроена автоотправка уведомлений на почты пользователей.
09
Все реестры сделаны в виде настраиваемых таблиц — можно менять порядок колонок, удалять ненужные, сортировать и фильтровать списки по всевозможным параметрам, скачивать таблицы в excel и pdf.
10
Для системы разработано 9 интерактивных дашбордов, которые объединяют данные системы по различным параметрам, визуализируют показатели и позволяют отслеживать тенденции углеродоемкости организаций в разных временных отрезках и секторах экономики.
Для организаций аналитические панели полезны возможностью сравнивать свои показатели с другими эмитентами в разрезе производственных процессов по кадастрам ОКВЭД.
11
Для системы оцифровано 120 справочников с нормативно-справочной информацией, которая используется в калькуляторе и отчетах. Материалы доступны только администраторам, операторам, и разделены на 4 блока:
12
•
справочники для методических расчетов,
•
общероссийские справочники,
•
системные справочники,
•
нормативные справочники.
Для компаний разработана отдельная база знаний с поиском по ключевому слову и разделу.
13
В разделе «Отчеты для государственных докладов» можно скачать готовый доклад для предоставления в государственные органы — данные автоматически подтягиваются в шаблон из сданных отчетов.
14
Разработан подход к интеграции с внешними системами: реестрами и классификаторами (ГАР, ОКАТО, ОКВЭД, ОКЕИ, ОКОПФ, ОКОГУ, ОКСМ, ОКФС), и протоколами (СМЭВ 3, СМЭВ 4).
Протокол выполняет 3 ключевые функции:
15
•
обеспечивает достоверность данных,
•
стандартизирует вид и структуру данных — вне зависимости от архитектуры внешней системы данные в протоколе отображаются единообразно,
•
позволяет контролировать процесс обмена данными — в случае ошибки можно выявить, что конкретно и на каком этапе пошло не так.
Отдельно отметим интеграцию с Системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — это защищенная федеральная государственная информационная система, которая позволяет государственным ведомствам обмениваться данными, а также оказывать госуслуги организациям.
В разделе Техподдержка обращение может подать любой участник системы: эмитент, оператор, надзорный орган, орган госвласти субъектов РФ и администратор.
16
Для информационной поддержки системы мы разработали промо-сайт, где можно изучить инструкции по доступу в систему, ознакомиться с результатами отчетной кампании, проверить выбросы по своей организации и тут же подать отчет — система автоматически перенаправит в Госуслуги для авторизации.
17
Результат
Система решает задачи двух заинтересованных сторон:
Государство ведет автоматизированный учет и контроль выбросов парниковых газов и получает актуальную аналитику по выбросам в режиме реального времени.
01
Компании-эмитенты:
02
•
экономят ресурсы, заполняя отчет в электронном виде вместо отправки бумажной документации по почте;
•
минимизируют риск штрафов за отчет, поданный не вовремя;
•
получают углеродный паспорт, который показывает потенциал снижения выбросов, динамику выбросов по компании и сравнение объема выбросов с конкурентами по отрасли.
Команда
Партнеры
РТК ФАСТЕК ЦИКЛ_ОН
Руководители проекта
Юлия Яковенко Александра Паняшкина
Арт-директор
Виктория Денис
Ведущий дизайнер
Кирилл Гринько
Ведущий аналитик
Мария Димитрова
Аналитик
Диана Руч
Frontend-разработчики
Дмитрий Олейников Виктория Фуклева Ксения Погорелова Валерий Прокопенко
Backend-разработчики
Владислав Беспалов Сергей Васин
QA-специалисты
Олеся Федорова Анастасия Чернухина
Дизайнер
Янина Юллинен
Блог
10 минут9464
Как использовать Scrum в контент-маркетинге
12 мин.232
Дата-сторителлинг и аналитический сторителлинг
17599
Дизайн кнопок и элементов интерфейса, которые увеличивают клики
Комментарии к статье
Комментарии: 0