В 2024 году более трети работодателей жаловались на высокую текучку кадров. По итогам опроса, проведенного компанией Kept, в 40% компаний стало больше увольнений квалифицированных сотрудников, а в 36% — рабочего и обслуживающего персонала. Это результат общей нехватки трудовых ресурсов: вакансий много, и люди не боятся менять работу. Но высокая текучесть кадров дорого обходится бизнесу. Издержки возникают из-за трат на поиски, адаптацию и обучение новых сотрудников. Одно из эффективных средств снижения «индекса крутящихся дверей» — правильно выстроенная обратная связь, или фидбэк, то есть обмен информацией о качестве работы. В этой статье рассмотрим, каким бывает фидбэк, как внедрить его в компании и какие результаты можно получить.
Фидбэк: ключевые определения
В работе с кадрами фидбэк (простыми словами) — это постоянный обмен информацией между сотрудником и менеджером о производительности, поведении и развитии сотрудника. Он служит инструментом для оценки достижений, помогает выявить сильные и слабые стороны работника, а также определить его цели и планы развития. Эффективный HR-фидбэк помогает сотрудникам понимать ожидания руководства и улучшать свою работу, что в итоге повышает производительность всей компании.
Нередко можно услышать споры о том, как правильно говорить и писать по-русски термин «feedback». Это слово пока не внесено в словари, поэтому закрепленной нормы нет.
Напомним, по-английски правильно пишется именно «feedback», а не «fitback», «feeback» или через пробел («fit back», «fit bak», «feed baсk»), что простыми словами значит «обратная связь» или «реакция».
Однозначно неправильным будет писать русский перевод термина как фет бег, фит бек, фидбак, фитбег, фэтбэк и фетбек.
Лингвисты солидарны в том, что писать следует точно через «Д» (поскольку в английском произношении звук именно такой), а по поводу последней гласной («бЭк» или «бЕк») мнения расходятся. Но чаще всего в статьях и научных работах можно встретить написание «фидбек».
Виды и цели фидбэка
Можно разделить фидбэк на категории по разным критериям. При этом у каждого вида своя цель и ситуации, в которых он используется.
-
Позитивный (поощрительный) фидбэк. Означает признание достижений и усилий сотрудников, подчеркивает сильные стороны.
-
Конструктивная критика указывает на области для совершенствования и развития, сохраняя при этом позитивный тон.
-
Оценочный фидбэк носит субъективный характер и выражает мнение конкретного менеджера о работе сотрудника.
-
Фактологический фидбэк, напротив, результат анализа объективных данных.
-
Вербальный фидбэк можно дать посредством устной или письменной речи.
-
Невербальный фидбэк предполагает использование языка тела или мимики для демонстрации оценки.
-
Формальный фидбэк даётся регулярно и по заранее написанному сценарию. Пример — годовые оценки и 360-градусные оценки.
-
Неформальный фидбэк дается спонтанно: например, беседы с прямым руководителем или мгновенная обратная связь по итогам выполненной задачи.
-
360-градусный feedback собирается от коллег, подчиненных и руководителей, обеспечивая всестороннюю оценку.
-
Самооценка (самоанализ) как вид фидбэка предполагает рефлексию сотрудником собственной работы.
У международных корпораций есть свои традиции предоставления обратной связи. Google обращается с этой целью к регулярным анонимным опросам и периодическим встречам, на которых сотрудники получают фидбэк от менеджера и коллег о своих сильных сторонах, зонах роста и об ожиданиях руководства. Microsoft устраивает Feedback Week, ориентированные на сбор и предоставление обратной связи, во время которой сотрудники сосредоточены на открытом и честном общении. Netflix применяет принцип «Keep, Stop, Start». Это система, в которой участники дают друг другу конструктивные отзывы о том, что стоит продолжать, прекратить или начать делать.
В России многие компании тоже внедряют культуру обратной связи, в том числе с помощью западных бизнес-инструментов. Например, «feedback» от руководителя — обязательная часть performance review, популярного подхода оценки эффективности, который сейчас используют многие отечественные компании. Мы рассказывали о нём в отдельной статье.
Формы фидбэка
Способы подачи feedback также разнообразны.
-
Устные беседы. Имеют неформальный характер и позволяют быстро обмениваться информацией в режиме реального времени. К недостаткам относятся субъективность и сложность для документирования.
-
Письменные отчеты. Более структурированы, чем устная речь; в них фидбек зафиксирован и доступен для дальнейшего анализа. Однако письменные отчеты объемны и требуют времени на подготовку.
-
Анкетирование. Собирает отзывы от большого числа респондентов. Подсвечивает общие тенденции; может быть в том числе и анонимным, для большей объективности. При этом анкетирование ограничено в глубине (простыми словами, чем сложнее и длиннее анкета, тем меньше шансов, что её заполнят), а потому его бывает сложно интерпретировать.
-
Оценка производительности. Сосредоточена на конкретных показателях. Формализует процесс фидбэка и дает количественные данные о результатах работы. По итогам таких оценок часть принимают решение о грейде, окладе или даже переводе в другой отдел. Но именно поэтому (и потому, что в рамках оценки надо дать множество оценок разным коллегам) многие дают такой фидбэк формально.
-
Системы обратной связи (онлайн-платформы) автоматизируют процесс сбора, отслеживания и анализа feedback. Они сокращают время на сбор отзывов и облегчают отслеживание прогресса. Минусы онлайн-платформ — это сложность в использовании и эффект «стены» между дающими и получающими отзывы. Плюсы — широкий охват участников и конфиденциальность.
Каждая форма фидбэка имеет сильные и слабые стороны, и выбор подходящего способа зависит от конкретных целей и обстоятельств. Комбинация форм обеспечивает всестороннюю обратную связь, а значит, более эффективна.
Преимущества эффективного фидбэка для бизнеса и HR
Выгода от грамотного фидбека очевидна для всех: и для сотрудников, и для бизнеса. Вот основные плюсы, которые приносит компании развитая культура обратной связи.
-
Выше производительность труда сотрудников. Регулярная обратная связь позволяет работникам четко понимать сильные и слабые стороны, а также области для совершенствования.
-
Выше качество работы. Объективная оценка проделанной работы дает сотрудникам понимание, где могут появиться ошибки.
-
Укрепляет командную работу и корпоративную культуру. В компании появляется пространство для открытого и честного общения, где люди чувствуют себя комфортно, высказывая мнение и принимая критику.
-
Повышает мотивацию и вовлеченность сотрудников. Когда работники знают, что их работа ценится и что вклад каждого важен, они мотивированы и вовлечены в работу, что снижает текучесть кадров.
-
Ускоряет процесс обучения и развития персонала. Сформулировав обратную связь, HR-департамент может разработать персонализированные планы развития; планировать повышение или перевод работника.
-
Улучшает общение внутри компании, создает открытые линии связи, позволяя сотрудникам свободно выражать идеи, задавать вопросы и получать ответы. Это формирует эффективную рабочую среду.
Благодаря фидбеку происходит повышение качества работы и мотивации, улучшение коммуникации и повышение лояльности сотрудников.
Эффективный фидбек: полное руководство
Пользу приносит только та обратная связь, которую дают в подходящей обстановке и с понятной целью. Простыми словами, эффективный фидбэк требует подготовки.
Как подготовиться к предоставлению фидбека
Подготовка позволит дать четкий, целенаправленный и полезный фидбек, который поможет получателю расти и совершенствоваться, а значит, даст максимальный эффект. Вот какие действия могут в неё входить.
-
Определите цели и задачи фидбека.
-
Выберите подходящее время и место для беседы, чтобы создать комфортную и конфиденциальную обстановку.
-
Подготовьте конкретные примеры поведения или результатов работы, на которых будет основан фидбек.
-
Выберите стиль общения, учитывающий характер и особенности получателя.
Теперь, когда всё готово, можно приступать к главному — выдаче обратной связи. Но помните, что «подача» тоже важна, и даже устный фидбек нужно сначала продумать. Собрали несколько правил, как выстроить обратную связь правильно.
Как правильно давать фидбек
-
Начать лучше с позитивных моментов, чтобы создать доверительную атмосферу и показать, что работа сотрудника ценится и уважается.
-
критические замечания формулируйте корректно. Это значит избегать оценочных суждений и не переходить на личности: обсуждать не человека, а его действия.
-
Предложите конкретные рекомендации и шаги для улучшения. Получатель должен четко понять, что именно он может сделать для самосовершенствования.
-
Завершить беседу следует на позитивной ноте, сказав «спасибо» за открытость и готовность развиваться.
Как правильно получать обратную связь
Чтобы извлечь из фидбека пользу, получатель тоже должен знать несколько важных правил.
-
Важно быть открытым к критике и воспринимать ее как источник для роста и развития. Простыми словами, не нужно избегать фидбека или негативно реагировать на него.
-
Получая обратную связь, внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы, что поможет понять суть критики и избежать недопонимания;
-
Важно не перебивать человека, дающего фидбек, и дать ему возможность выразить свою точку зрения.
-
В конце беседы поблагодарить за обратную связь, даже если она содержала критику.
Согласно результатам опроса LinkedIn Workforce Confidence в 2024 г., семь из десяти работников в США говорят, что уволились бы с работы, если бы у них был плохой менеджер. Это мнение наиболее справедливо для молодых сотрудников — 75% работников поколения Z и 77% миллениалов говорят, что плохой начальник мотивирует их искать новую работу, по сравнению с 68% представителей поколения X и 61% бэби-бумеров. Хорошо налаженная система обратной связи помогает начальникам и подчинённым находить общий язык: требования руководства становятся обоснованными, а подчинённые могут рассказать о том, каких знанй или инструментов им не хватает в работе.
Инструменты и технологии для организации фидбека
Существует ряд инструментов и технологий, которые помогают компаниям собирать, анализировать и действовать на основе отзывов.
-
Системы управления производительностью представляют собой комплексные платформы, которые отслеживают и оценивают производительность сотрудников. Включают функции обратной связи для руководителей и членов команды, для обмена отзывами и установления целей развития.
-
Онлайн-платформы для обратной связи — это конфиденциальный и удобный способ, позволяющий проводить анонимные опросы, получать предложения и собирать отзывы от коллег, руководителей и клиентов.
-
Анкеты и опросы — традиционные инструменты сбора фидбека. Анкеты могут использовать рейтинговые шкалы и открытые вопросы. Такая форма нужна для сбора данных в больших выборках респондентов.
-
Комплексные системы оценки эффективности. Например, «Оценка 360», что значит «всесторонняя», позволяет сотрудникам получать отзывы от коллег, руководителей, подчиненных и клиентов. Performance review — более формальный метод, при котором руководитель оценивает производительность сотрудника.
Каждый инструмент и технология характеризуются преимуществами и недостатками, поэтому важно выбирать подходящий для конкретных потребностей организации. Комбинируя эти инструменты и технологии, компании смогут создать комплексную систему обратной связи, которая помогает идентифицировать области для улучшения, поощряет рост сотрудников и повышает организационную эффективность.
Саммари
-
Фидбек (feedback) в HR и бизнесе — это обмен информацией между сотрудниками и компанией для оценки работы, корректировки процессов и выявления зон роста. Простыми словами, «фидбэк» означает «обратная связь».
-
Фитбеки делятся на виды и формы, разнообразие которых обусловлено целью использования и иными обстоятельствами, характеризующими рабочий процесс. Всестороннюю обратную связь позволит обеспечит комбинация этих видов и форм.
-
Грамотный фидбек повышает производительность труда, повышает мотивацию, ускоряет процесс обучения и улучшает коммуникацию сотрудников, принося значительные преимущества организации и HR-департаменту.
-
Прежде чем дать или получить фитбеки, нужна тщательная подготовка. Самое важное — прояснить для каждой из сторон, как работать с обратной связью.
-
Компаниями используются различные инструменты и технологии для внедрения культуры обратной связи.
Комментарии к статье
Комментарии: 0