Как понять, что кандидат подходит для должности, а сотрудника пора отправить на курсы повышения квалификации? А может, курсы не нужны, и работник уже готов к повышению? На все эти вопросы ответ будет один: нужно изучить компетенции этих специалистов. И оценить их компетентность. В статье мы глубоко погрузимся в оба понятия, чтобы понять, чем они отличаются и как использовать их в работе топ-менеджера и HR-специалиста.
Компетенция и компетентность: почему их так часто путают
У понятий «компетенция» и «компетентность» общий латинский предок —слово «competens» (надлежащий, соответствующий). Поэтому ничего удивительного, что эти термины звучат похоже.
Добавляют сложностей англоязычные источники: слова «competency» (компетенция) и «competence» (компетентность) в литературе нередко взаимозаменяемы, и даже в контексте порой непонятно, что именно автор имел в виду.
То есть компетенция и компетентность — это родственные понятия, но они не эквивалентны. Разбираемся в значениях терминов ниже.
Что такое компетенция?
С точки зрения HR-специалистов, компетенция — это совокупность знаний, навыков, умений, личностных качеств и мотивации, которые нужны сотруднику для продуктивной работы и успешного выполнения рабочих задач. Но важно отметить, что в управлении кадрами под компетенцией понимают не просто набор характеристик, а их практическое применение.
Например, хороший письменный русский язык — это способность, а умение вести деловую переписку с русскоязычными партнёрами — это компетенция. Таким образом, компетенция фокусируется на том, ЧТО сотрудник может сделать и КАК он это делает, а не только на том, что он знает и умеет.
Компетенции в науке о кадрах должны быть описаны таким образом, чтобы их было можно определить, оценить и измерить, хотя единого стандарта нет. Каждая компания имеет свое понимание этих характеристик, разрабатывает свою систему грейдов, уровней или классов работников, а к ней таблицы компетенций и критерии их оценки. В современной теории управления человеческими ресурсами считается, что компетенции динамичны и должны постоянно развиваться, отвечая на вызовы бизнес-среды.
В других научных сферах этот термин тоже используется, но в иных трактовках.
-
Роберт Уайт. Психолог, ввел термин «компетенция». Определил его как способность человека эффективно взаимодействовать с окружающей средой, то есть наличие знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять нужные задачи.
-
Ричард Бояцис. Психолог, эксперт в области лидерства и эмоционального интеллекта, автор «библии» компетенций, книги The Competent Manager. Описал компетенцию как базовую характеристику индивидуума, которая причинно связана с эффективным или наилучшим на основе критериев исполнением в работе или ситуации.
-
Виктор Дюлвич. Специалист в области организационного поведения, бизнес-консультант, профессор. По его мнению, компетенция представляет собой «измеримые кластеры поведения, которые конкретны, наблюдаемы и оцениваемы».
-
Андрей Хуторской. Доктор педагогических наук и член-корреспондент РАН. Считает, что компетенция — это наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимое для его эффективной продуктивной деятельности в определенной области.
-
Ирина Зимняя. Педагог и академик РАО. Придерживается схожего подхода и определяет компетенции как совокупность содержания учебных дисциплин и необходимых для успешной деятельности личных качеств.
Как развиваются компетенции
В основе развития компетенций лежит модель «знания — умения — навыки».
- Человек приобретает знания: факты, теории, методики и другие теоретические сведения из учебных материалов, работа с преподавателями, специалистами в отрасли.
- Происходит процесс формирования умений, то есть способности применять приобретенные знания на практике для решения реальных задач.
- При регулярном повторении умения автоматизируются и переходят в навыки.
- Когда накоплен опыт практического применения навыков, можно говорить о формировании компетенций. Здесь важны также самооценка и саморефлексия, оценка прогресса и продолжение развития в выбранном направлении.
Проще формируются компетенции, напрямую связанные со знаниями, умениями и навыками, например, освоение программы, прибора, технологии и т.д. Персональные качества и когнитивные способности развиваются дольше и сложнее, на них оказывает большое влияние особенности личности, психики и характера человека.
Например, легче освоить Photoshop, чем развить в себе лидерские или творческие качества, особенно если человек к этому не предрасположен.
Модели компетенций как инструмент управления
HR-специалист может использовать оценку компетенций на всех этапах общения с кандидатом:
- при подборе соискателей и найме персонала, чтобы грамотно составить вакансию, отобрать кандидатов, нанять подходящих для должности сотрудников и дать аргументированную обратную связь тем, кто не подошел;
- для оценки текущих навыков, производительности и эффективности сотрудников, определения необходимости дальнейшего обучения и планирования карьерного роста и кадровых перестановок;
- при создании системы премирования и иной мотивации сотрудников.
Для оценки используются модели компетенций.
Продуманная модель компетенций помогает руководству и кадровым специалистам лучше управлять персоналом. Она позволяет реализовывать потенциал сотрудников, подсвечивает области для роста и развития, дает четкие и понятные критерии для денежной и другой мотивации работников. Сотрудники яснее понимают, чего от них ждут и как они могут стать эффективнее в трудовой деятельности.
Модели компетенций персонала разрабатываются руководителями и кадровыми специалистами. Хотя для каждой компании они будут уникальными, при составлении стоит ориентироваться на опыт крупных игроков рынка в отрасли и на общепринятые модели компетенций.
Что такое компетентность?
Переходим ко второму важному термину этой статьи: компетентности. Он тесно связан с предыдущим, но важны нюансы смысла и контекст употребления.
Компетентность можно определить как степень овладения совокупностью компетенций и опыт их применения, способность анализировать, принимать решения, подстраиваться под ситуацию. Также ряд исследователей включает в термин личные качества, мотивацию и ценности человека.
Иными словами, это проявление компетенций на практике, уровень профессионализма в определенной области, основывающийся на знаниях опыт социально-профессиональной деятельности человека.
Комментарии к статье
Комментарии: 0