О том, как правильно выбрать тип графика и как это влияет на восприятие визуализации, мы рассказывали в отдельной статье.
В мире растёт объем производства и потребления данных. А ещё спрос на специалистов, умеющих не только анализировать данные, но и эффективно представлять результаты анализа. Один из инструментов для этого — сторителлинг данных: он помогает эффективно донести результаты исследований до заказчика или лица, принимающего решения, не превратив презентацию в унылый набор цифр или графиков. В этой статье говорим о дата-сторителлинге: узнаем, почему он так востребован и чем отличается от обычной презентации с диаграммами.
По результатам опроса, проведенного компанией Accenture, 34% финансовых директоров отметили сторителлинг данных в числе навыков, активно внедряемых в сфере финансов. В последние несколько лет сторителлинг — это настоящий тренд в отраслях, где решения принимаются на основе данных.
Сторителлинг, простыми словами — это некое связное повествование, построенное по классическому принципу «Завязка — развитие действия — кульминация — развязка». Термин в буквальном переводе означает «рассказывание историй» и используется в самых разных областях. Сторителлинг — это не технология, а скорее приём, который может использоваться как инструмент в искусстве, маркетинге или анализе данных. Для сторителлинга характерно создание эмоциональной связи с аудиторией, погружение в ситуацию. Цель сторителлинга — пробуждение эмоций и формирование лояльности.
Мы уже рассказывали о том, как визуализации помогают превращать таблицы и массивы данных в наглядные и понятные иллюстрации. Но иногда этого недостаточно: диаграммы и графики тоже могут выглядеть сухо. В этих случаях сторителлинг приходит на помощь. Он помогает не только показать взаимосвязь разных визуализаций, но и подключить эмоции и ассоциации. Поясним, что это такое, простыми примерами.
Пример. Обычная визуализация: Общество с ограниченной ответственностью «Редут» в 2024 году увеличило продажи на 20%. Прибыль сохранила уровень 2023 года«.
Сторителлинг: «Продажи ООО „Редут“ выросли на 20%, но прибыль так и не увеличилась. Почему так получилось? Чтобы понять это, внимательно проанализируем расходы».
Сторителлинг удобен, когда аналитик делится результатом своей работы с широкой аудиторией: доступная подача и интересная форма побуждают людей распостанять информацию, делают её более «вирусной» и обсуждаемой.
Также это хороший инструмент, чтобы представить аналитику лицам, принимающим решения: сила воздействия будет выше.
Ещё один пример. Благотворительная организация в Африке начала программу поддержки фермеров, чтобы помочь им в борьбе с неурожаем и голодом. Волонтеры раздавали семена, устойчивые к засухе, и обучали современным методам ведения сельского хозяйства. В этой истории сторителлинг поможет привлечь внимание к проблеме и рассказать о работе организации. Диаграммы показывают рост урожайности в регионах, где реализуется программа, по годам, и показывает, как это повлияло на уровень жизни фермеров и их клиентов. Такую инфографику можно разместить в соцсетях или добавить в презентацию для заявки на грант.
Визуальные истории, основанные на данных, называют дата-сторителлингом, а также аналитическим либо визуальным сторителлингом. И иногда «дата сторис».
Сторителлинг, независимо от того, опирается ли он на данные или на эмоциональный опыт, подчиняется определенным правилам, которые обеспечивают его эффективность. Нарушение этих правил может привести к тому, что история не зацепит аудиторию, останется непонятой или даже вызовет отторжение.
В этой статье мы фокусируемся на одном виде сторителлинга, который связан с аналитикой и визуализацией данных. Но на самом деле истории используются и во многих других сферах, от искусства до маркетинга, а потому классификации могут быть разнообразными. Вот примеры — сторителлинг в разных классификациях.
В данных сторителлинг, как правило, информационный, чаще формальный (но иногда нет), а форма диктуется задачей и типами данных.
Создание эффективных визуальных сторителлингов — комплексный процесс, требующий разнообразных навыков. Команда может включать аналитиков данных (владеющих Excel или программированием), дизайнеров для создания привлекательной инфографики, фронтенд-разработчиков для интерактивных элементов и редакторов, отвечающих за работу с экспертами, структурирование информации и написание текста. В небольших проектах все эти функции может выполнять один человек.
Аналитический (визуальный, или дата-) сторителлинг — это один из приёмов визуализации информации. Он заключается в рассказывании историй, в основе которых лежат структурированные данные. Сторителлинг как приём применяется для повышения вовлеченности и понимания; он эффективен для презентации данных, имеющих сложные связи между собой и имеющих важное значение для зрителей и слушателей. Этот приём эффективен в том числе и для аудитории, не имеющей специальных знаний по анализу данных.
Эффективный дата-сторителлинг — это симбиоз хорошо обработанных данных, визуализации, нарратива и эмоций. Только грамотное сочетание всех этих элементов позволит вам создать по-настоящему захватывающую и убедительную историю, которая оставит след в памяти вашей аудитории. Разберем каждый из них подробно и разложим всё по полочкам.
О том, как правильно выбрать тип графика и как это влияет на восприятие визуализации, мы рассказывали в отдельной статье.
Это не жесткая схема, а скорее руководство к действию. Экспериментируйте с порядком и структурой, чтобы найти оптимальный вариант для вашей истории.
Итак, мы разобрались с теоретическими основами дата-сторителлинга. Теперь давайте взглянем на его применение в реальном мире и выделим его преимущества и «подводные камни».
Сфера применения дата-сторителлинга невероятно широка. Он используется практически во всех областях, где есть данные и необходимость донести информацию до аудитории эффективно и убедительно. Рассмотрим несколько примеров:
Дата-сторителлинг требует хорошего знания своей аудитории и аккуратной работы с данными. Если вы возьмёте непроверенные данные, не рассчитаете эмоциональное воздействие или добавите явно придуманных историй, сторителлинг может выглядеть как манипуляция или попросту не будет воспринят зрителем. Но в умелых руках этот инструмент показывает очень хороший результат.
Комментарии к статье
Комментарии: 0