Блог

Что такое Digital

27 сентября 2024
13 мин. 600
image
image
Елена Андреева редактор-копирайтер
Что такое Digital
Буквально несколько лет назад в нашей звуковой среде стало все чаще звучать слово digital. Это странное для уха «диджитал» появилось в лексиконе маркетологов и IT-специалистов и обычно употребляется в сочетании «digital marketing» или «диджитал среда».

Что такое digital, что стоит за этим понятием, как это связано с маркетингом и для чего нам вообще понадобилось называть какую-то сферу «диджитал»? Давайте разберёмся!

История: как появилось слово «диджитал»

Digital переводится с английского как «цифровой». Тут стоит заметить, что первоначально это слово происходит от латинского «дигиталес», что означает «палец». Когда-то люди вели счёт именно на пальцах, и позже это же слово стали использовать для понятий «цифра, числа, счёт».
Старинные греческие счёты — абак, реконструкция. Источник: Википедия
Старинные греческие счёты — абак
Научно-технический прогресс прошлых веков давно увел нас от счета на пальцах, а в середине двадцатого века скачок в развитии науки и производства был таким сильным, что его назвали научно-технической революцией. За один шаг до появления «диджитал» в его новом понимании люди столкнулись с тем, что внезапно выросло значение информации. И ее огромное количество ставило нас перед тем обстоятельством, что всю информацию надо как-то обрабатывать, собирать, хранить, анализировать, делать выводы и строить на основе этого прогнозы для дальнейшей работы. Ведь если что-то невозможно посчитать, то это сложно контролировать.

Первые компьютеры

Началом новой эры стало появление электронно-вычислительных машин, языком которых стал цифровой (то есть снова «диджитал»): в него переводилась вся нужная информация. Простыми словами, двоичный код позволял представить символы, числа, изображения и звуки в виде ряда нулей и единиц — в него можно было перевести любую информацию. Цифровой код стал основой цифровых устройств. Вот мы и получили термин «диджитал» в обновленном значении.
Первый компьютер компании IBM — «Марк I» (Harvard Mark I). Источник: elementy.ru
Первый компьютер компании IBM — «Марк I» (Harvard Mark I)
Говоря о развитии новой техники, стоит вспомнить о том, что в середине XX века первые, огромные по размерам и очень дорогие, компьютеры были доступны только крупным компаниям. Не было еще не только речи, но даже мысли о персональных компьютерах в каждом доме. Все эти вычислительные машины, работающие с информацией, с цифрой имели назначение общественное: им пользовались крупные корпорации и госкомпании, но не простые люди.

Начало новой эры

Первую модель персонального компьютера, от которой пошли все современные ПК, человечество увидело 12 августа 1981 года. Пожалуй, эту дату можно поставить в топ событий XX века, следом за полетом человека в космос и высадкой на Луну. Представленный персональный компьютер IBM PC 5150, с новыми стандартами, заменяемыми компонентами и возможностью улучшения, положил начало массовому производству компьютеров. Для мира вычислительной техники это была революция, для общества — начало компьютеризации. Начав со столов начальников различных производств и бухгалтеров, персональные компьютеры постепенно начали появляться в каждом доме.
Один из первых персональных компьютеров от IBM. Источник: Википедия
Один из первых персональных компьютеров от IBM
В том же двадцатом веке мы учились транслировать информацию новыми способами и происходило развитие интернета.

Дальнейшее развитие информационных технологий, совершенствование интернета, предоставляющего нам доступ к информации, развитие программирования привели в итоге к той картине мира, которую сегодня имеем мы с вами: ноутбук как привычный инструмент, телефон с выходом в интернет, цифровые фотоаппараты и множество другой техники, онлайн-обучение и возможность общения через соцсети. Цифровые технологии используются в бизнесе, медицине, образовании, торговле… Словом, мы оказались в мире digital, жизнь стала цифровой.
Что такое e-commerce («цифровая торговля») и в чём её принципиальные отличия от «аналоговой»? Этому посвящена отдельная статья нашего блога.

Термин «диджитал» в современном применении

Разобравшись с историей «оцифровывания» нашей жизни, давайте посмотрим, как термин используется сегодня. Спойлер: очень широко и разнообразно, ведь цифровые технологии постоянно развиваются, и их влияние на нашу жизнь будет только усиливаться в будущем.

Мы разделили сферу использования термина на три большие области.

Диджитал как сфера деятельности людей

В прежние времена инструменты или устройства обычно выполняли одну функцию: фотоаппарат, печатная машинка, проигрыватель, будильник. А теперь, в эпоху диджитал, когда техника стала цифровой, пользователь полез в карман за смартфоном и будто в другое измерение попал: в кармане телефонная станция, фотостудия, печатное издательство, почтамт… Информация, упакованная в цифру, стала намного компактнее.

К цифровой сфере относятся товары или услуги, которые мы можем получить в электронном виде: онлайн-курсы, электронные книги, программное обеспечение и приложения, цифровое аудио-видео-изображение и другие digital-продукты, а также целый спектр отраслей профессиональных услуг: фрилансинг, консультирование, коучинг.
На онлайн-курсах сегодня можно научиться всему: от 3D-моделирования до борьбы с выгоранием. Источник: Mann-ivanov-ferber.ru
На онлайн-курсах сегодня можно научиться всему: от 3D-моделирования до борьбы с выгоранием
Что такое диджитал с точки зрения рядового пользователя? Это популярные цифровые инструменты нашем смартфоне и ноутбуке: текстовые и графические редакторы, мессенджеры, приложения банков, цифровые трекеры и календари. Сюда можно отнести и облачные технологии для хранения и обработки данных.

Digital-технологии позволяют нам не быть привязанными даже к ноутбуку и вести дела через телефон, благодаря мобильным версиям сайтов и мобильным приложениям. Работать над текстом, пока едешь в метро, общаться с родными или отвечать на электронную почту? Сегодня это реальность для многих.

Повседневность нашего сегодня — контекстная реклама, оптимизированная поисковая система, персонализированные предложения и рассылки, в общем, разнообразный digital маркетинг, или цифровой маркетинг для продвижения продуктов и услуг. Благодаря ему мы не только получаем приятный покупательский опыт, но и с небольшими вложениями можем организовать свой онлайн-бизнес.
Как быстро и без переплат запустить свой интернет-магазин: читайте в специальной статье нашего блога!
Электронная коммерция или e-commerce уже не просто составляет конкуренцию «челночно-рыночной», но активно вытесняет ее. Еще в 2000-м было нормой пойти за джинсами на рынок; потом для шопинга появились гипермаркеты. А сегодня можно найти всё нужное в онлайн-маркетплейсе, не выходя из дома или офиса. А ещё заказать еду с доставкой, купить подарок, билеты на поезд или в театр… Цифровая коммерция значительно облегчила нам жизнь: благодаря ей мы экономим десятки часов времени каждую неделю.

Продавцам товаров и услуг, в свою очередь, тоже проще найти своих клиентов в цифровом мире. Ведь что значит «клиент» в digital? Это не случайный посетитель у прилавка, а человек с цифровым следом, и продавец может использовать информацию об интересах клиента, чтобы предложить ему востребованные услуги.

Диджитал как профессия

За цифровыми сервисами и инструментами стоят тысячи специалистов, разработавших их. Причем высокие технологии сегодня встроены как в интеллектуальную сферу, так и в области услуг и материального производства. С развитием сферы диджитал появилось много новых профессий, а некоторые привычные изменились до неузнаваемости. Сегодня мы уже не спрашиваем: «маркетинг — что это такое?». Скорее, мы пытаемся понять, чем отличается маркетинг в цифровой среде (диджитал-маркетинг) от традиционного продвижения товаров и услуг.

Интернет-маркетинг и диджитал-маркетинг

Диджитал маркетолог — это специалист, который занимается продвижением бренда, продуктов или услуг именно в онлайн-среде. Задача интернет-маркетинга — привлечь целевую аудиторию, повысить узнаваемость бренда и стимулировать продажи через различные цифровые каналы: сайт компании, социальные сети, маркетплейсы, почтовые рассылки. Для диджитал-маркетинга к этим задачам добавляется дополнительная: найти подход к каждому клиенту, через его персональные запросы в онлайне и его диджитал-устройства. За диджитал-маркетингом стоит бизнес, желающий получить более точную информацию о клиенте, чтобы продать ему товар.
Билетный оператор привлекает покупателей рассылкой со скидками. Источник: Kassir.ru
Билетный оператор привлекает покупателей рассылкой со скидками
Для успешной работы диджитал-маркетологи используют знания классического маркетинга: принципы продвижения товаров и услуг, маркетинговые стратегии, анализ рынка и целевой аудитории. Но при этом от них ожидают и знаний цифровых инструментов. Даже если роли в команде распределены, и маркетолог не занимается SEO-оптимизацией и публикациями в соцсетях, он должен понимать, как устроена контекстная и таргетированная реклама. Также диджитал-маркетолог должен владеть инструментами аналитики: Google Analytics, Google Ads, CRM-системы.

Веб-разработка

Веб-разработчик — это специалист, который занимается созданием и поддержкой сайтов и приложений. Он отвечает за то, чтобы сайт или приложение были функциональными, удобными для пользователей и соответствовали требованиям заказчика.

Исторически так сложилось, что у веб-разработчиков есть специализации: фронтенд (внешний вид сайта) и бэкенд (его техническая «начинка»), а также разработка приложений. Есть и более узкие компетенции, например, разработка на определенных языках программирования. Конечно, есть и универсальные специалисты — фуллстек разработчики и эксперты в нескольких языках программирования.

В этой специальности большой разброс по компетенциям, а потому требования к веб-разработчикам в разных вакансиях могут сильно отличаться. Но, как правило, от них ожидают знание языков программирования, понимание принципов веб-разработки, навыки работы с базами данных и умение тестировать и отлаживать код. И, разумеется, умение работать в команде.

Веб-дизайн

Веб-дизайнер — это специалист, который занимается созданием визуального облика сайтов и веб-приложений. Он отвечает за то, чтобы сайт был не только красивым, но и удобным, функциональным и соответствовал целям бизнеса или проекта. И фирменный, узнаваемый вид сайта — тоже дело рук дизайнеров.
От ТЗ к готовому дизайну: наглядно. В этой статье мы поделились своими разработками для клиентов.

Аналитика

Аналитик данных — наиболее понятная по названию диджитал-профессия, относящаяся к самым основам появления digital. Он собирает статистику о посетителях сайта и пользователях приложения, о совершенных ими действиях, анализирует эту информацию, подводит итоги, делает прогноз о востребованности определенного товара.

Более узкий специалист в этой области — Data Scientist, он анализирует информацию, чтобы рационализировать работу бизнеса. Стоит ли запускать рекламу или покупать акции, подскажет Data scientist, потому что в его ведении аналитика больших данных.
Подробнее о профессиях, связанных со сбором и анализом данных, мы рассказывали в отдельной статье.

Менеджмент

Чтобы скоординировать работу всех этих специалистов, нужен еще один специалист — проджект-менеджер. В его полномочиях запуск сервисов, сайтов и приложений. Его роль заключается не только в управлении командой, но и в тщательном планировании, распределении задач, контроле сроков и ресурсов, в общении с заказчиками. Это посредник между заказчиком и командой, который умеет понимать задачи бизнеса и формулировать их языком, понятным для исполнителей. Успешный проджект-менеджер умеет находить баланс между техническими задачами и людским фактором, обеспечивая гармоничное взаимодействие в команде.

Диджитал как инструмент

Цифровые технологии продолжают эволюционировать, и каждый год появляются инновации. Если первые компьютеры использовали только для вычислений, то сегодня цифровые технологии везде: в образовании, в медицине, в искусстве; на крупнейших промышленных предприятиях и в небольших бизнесах. Поэтому часто мы слышим слово «диджитал» в контексте цифровых инструментов. Перечислим самые привычные из них:
  • Цифровая фотография. Картинка предстает в виде пикселей (точек), каждый из которых имеет определенное значение цвета. Это более простой и доступный способ создания фотоизображений, чем аналоговая фотография. Сюда же можно отнести программы для редактирования изображений и наложения эффектов: Adobe Photoshop, Lightroom, GIMP.

  • Цифровая музыка. Звук преобразуется в последовательность чисел, которые представляют амплитуду и частоту звуковой волны. С помощью музыкальных редакторов создавать треки сегодня можно на любом компьютере, без студийного оборудования и инструментов.

  • Цифровые данные. Любая информация, представленная в виде чисел, например, текст, таблицы, код. Позволяют быстро анализировать и передавать информацию, работать с большими ее массивами. Самый известный и доступный базовый инструмент для работы с данными — программа Excel.

  • Цифровые технологии. Устройства и системы, которые используют цифровую информацию, например, компьютеры, смартфоны, интернет, цифровые наручные часы и т. п.

  • Цифровая трансформация. Процесс перехода от аналоговых к цифровым технологиям в различных сферах деятельности. Позволяет оптимизировать внутренние процессы и тем повысить общую эффективность бизнеса, создавать персонализированные предложения для клиентов, существенно улучшая потребительский опыт.

Саммари

1. Диджитал — это новый этап научно-технического прогресса, давший возможность с помощью цифровых устройств работать с большими объемами информации. Термин используют в разных значениях: сфера деятельности, профессия, инструмент.

2. Диджитал как сфера деятельности: наша повседневность наполнена цифровыми технологиями и устройствами, это облегчает наш быт и работу, помогает в общении, образовании и реализации.

3. Диджитал как профессия: цифровая среда создала необходимость в появлении особых специалистов, работающих в интернете и с гаджетами, находящими новый — «цифровой» подход к клиенту.

4. Диджитал как инструмент: в нашем распоряжении — программы по работе с изображением, звуком, различными данными, с их помощью мы можем быстро и качественно создавать новый продукт, как для личного, так и для общественного пользования.

5. Под воздействием Digital-технологий улучшается качество жизни в различных сферах, происходит развитие общества и производства.

Расскажите
о вашем проекте