Справедливая оплата труда — это важная задача бизнеса, от решения которой зависит мотивация персонала. О том, как правильно построить систему оплаты труда на предприятии, написано много книг, но руководители бизнеса до сих пор не пришли к единому мнению по этому вопросу. Грейдовая система, основанная на классификации должностей и оплате согласно полученному результату — одна из наиболее современных и эффективных. Рассказываем об особенностях этой системы и о том, как её грамотно внедрить.
Что такое грейд и грейдовая система
Грейдинг — это комплекс инструментов, которые помогают объективно оценить компетентность каждого сотрудника. И назначить уровень оплаты, соответствующий пользе, которую он приносит бизнесу, и отвечающий его труду и знаниям.
Понятие «грейд» буквально означает «классификация, ранжирование, сортировка». Грейд представляет собой систему тарификации.
Грейдирование как система было изобретено в США 50 лет назад по заказу руководства страны и сегодня популярно во всем мире. Первоначально эта система применялась для решения задачи по установке уровня заработных плат чиновников — разного профиля, но одинаковой квалификации. До грейдирования при начислении зарплаты использовались другие методы, например, тарифная сетка оплаты: она была широко распространена в СССР, но теперь считается устаревшей.
Грейд — это показатель, основанный на уровне квалификации и степени ответственности. Его можно определить на основе уровня знаний и полезных для бизнеса навыков, опыта, сложности выполняемых задач. Иначе говоря, грейд — это отражение полезности каждого сотрудника и его вклада в достижение целей организации.
Как правило, грейды иерархически упорядочены и имеют четкую структуру с несколькими уровнями, на которых постепенно увеличивается сложность задач, ответственность и производительность, от младшего к старшему. Например, от офис-менеджера до директора организации.
Директор и офис-менеджер работают одинаковое количество часов в день, однако уровень важности задач, как и ответственность, у них разные, поэтому различается и размер материального вознаграждения.
Если офис-менеджер выполняет ежедневную задачу и уходит домой, и большего от него не требуется, то работа руководителя связана с ответственностью в случае экстремальных ситуаций. А это значит, что он готов к переработкам и принятию на себя последствий собственных решений, от которых зависит работа предприятия.
Пример грейдовой системы
Рассмотрим типичную иерархию грейдов, которую сегодня можно встретить в IT-компаниях и различных агентствах и бюро, на примере профессии «разработчик программного обеспечения». Мы взяли средние значения зарплат по рынку из открытых источников.
-
Стажер. Обучается профессии, получает опыт под руководством опытных наставников. Готов работать за минимальную оплату (до 40 000–50 000 рублей) или даже без нее, если речь идет о студенческой практике.
-
Джуниор ( англ. «junior» — младший): начинающий специалист. Имеет минимальный опыт и справляется с простыми задачами. Имеет базовые знания языков программирования. Например, Java, Python, C++. Может разработать функцию или написать код согласно ТЗ. Оклад: 60000–80000 рублей.
-
Миддл ( англ. «middle» — средний): 2–5 лет опыта. Способен выполнять задания самостоятельно. Выполняет более сложные задачи, чем Junior, а с простыми заданиями справляется гораздо быстрее. Знает больше языков программирования, баз данных и других технологий, умеет писать сложный код. Оклад: 90000–130 000 рублей.
-
Сеньор ( англ. «senior» — старший): опытный разработчик, который руководит другими программистами и несет ответственность за проекты в целом. Его обязанности — не только разработка: он выполняет ревью (проверку) кода, выдает задания разработчикам, решает сложные задачи. Так как ценность такого специалиста больше, то и оклад выше: 140 000–250 000 рублей.
-
Лид ( англ. «lead» — ведущий): главный специалист в отделе или даже в организации, руководит командой, отвечает за результат общей работы. Оклад лида — от 250 000 рублей и выше.
У крупных корпораций система включает больше грейдов, например, в рамках позиции миддла и джуна бывают дополнительные грейды (например, junior+ или миддл 12, 13 и 14 грейда). В разных организациях приняты свои критерии для каждого грейда, они могут отличаться от общепринятых, средних для профессии. Так, миддл в одной компании может претендовать лишь на роль джуниора в другой, так как уровень требований и список обязанностей там гораздо выше.
Структура грейдовой системы
Грейд — это в буквальном переводе «класс» или «уровень». Их может быть несколько, от высшего к низшему. Должности внутри одного грейда имеют равную значимость, сложность и ответственность. На всех уровнях могут находиться специалисты, равные в зарплате, но с совершенно разными обязанностями. Но также зарплаты внутри одного грейда могут и существенно отличаться.
Например, на одном уровне находятся junior разработчик, копирайтер и маркетолог, или охранник и уборщица. Для каждого грейда устанавливается уровень заработной платы, на который влияют различные факторы, и система премий.
Плюсы и минусы грейдирования
Ещё несколько лет назад эту систему можно было встретить только в IT-компаниях, но теперь и другие бизнесы активно её внедряют. Поэтому руководителям нужно как минимум знать о том, что такое грейды и грейдирование. И сделать для себя выбор, соответствует ли этот подход целям и ценностям организации или нет. Стоит признать: грейдирование подходит не всем, поскольку имеет не только достоинства, но и недостатки.
Плюсы грейдинга
-
Прозрачность и объективная оценка навыков и ценности специалистов, исключающая личное отношение.
-
Четкая иерархия.
-
Справедливое начисление зарплаты.
-
Понятные критерии перехода из одного грейда в другой.
-
Возможность планирования карьеры и повышения зарплаты.
-
Высокая мотивация сотрудников.
Работники на одной и той же позиции могут иметь различный грейд, так как их функционал отличается — а значит, и разные оклады. Например, более опытный специалист контролирует работу менее опытного, поэтому у первого оплата труда выше.
Если более опытный сотрудник увольняется или переходит на другую должность, то ко второму работнику переходят его функции, и его грейд изменится. Такая система удобна для предприятий, где на одной должности много людей: десятки или даже сотни.
Грейды помогают избежать недовольства работников и повысить их мотивацию: все знают, кто сколько получает и почему, а главное, видят для себя возможность зарабатывать больше. Как правило, в компаниях с грейдовой системой для этого есть понятные инструменты: например, регулярные аттестации.
Другими словами, преимуществом грейдирования является снижение негативного «человеческого фактора» и повышение мотивации персонала.
Минусы грейдинга
-
Длительное время внедрения: от трёх месяцев до полугода.
-
Трудозатраты: внедрение системы грейдов требует больших затрат труда и привлечения группы специалистов — от руководителей департаментов до рядовых работников.
-
Дополнительный бюджет на внедрение в случае, если привлекаются сторонние организации или специалисты.
Критерии оценки персонала
Критерии, по котором составляются грейды, зависят от специфики грейдовой системы, принятой в организации. В первую очередь учитываются квалификация и условия труда. Есть и другие критерии:
-
Уровень ответственности — он будет разным у специалиста, отвечающего за информационную безопасность в организации или исполнение обязательств по сделкам, и за чистоту в офисе.
-
Стоимость ошибки — также будет разной у младшего сотрудника или стажера, выполняющего небольшие задачи, и у лида, отвечающего за конечный результат проекта.
-
Влияние на финансы — решения некоторых менеджеров могут привести к банкротству всей организации, поэтому на такую должность берут только самых опытных и квалифицированных специалистов, соответственно, и оплата их труда будет высокой.
-
Количество подчиненных. Часть ответственности за работу каждого подчиненного ложится и на руководителя. Чем больше людей в подчинении, тем больше ответственности и сложнее управление.
-
Сложность работы. Выше оценивается та деятельность, которая требует больше знаний и навыков.
-
Опыт работы. Опытный специалист ценнее для руководства, так как он лучше знаком с текущими задачами и тратит на их решение меньше времени, чем новичок, которому требуется больше времени на те же задачи.
-
Автономия. Способность самостоятельно принимать решения и оценивать результаты собственного труда.
-
Коммуникативные способности (soft skills). Умение договариваться может быть полезным навыком.
-
Гибкость и адаптивность, способность быстро осваивать новые задачи и находить нестандартные решения в меняющихся условиях.
В зависимости от специфики организации, грейдинг основывается на важных для нее критериях. Но все они поддаются объективной оценке и могут быть разъяснены каждому сотруднику.
Различные подходы в грейдировании
Существует несколько способов составления грейдов. Вот наиболее популярные из них:
-
Балльно-факторный. Каждой должности присваивается определенное количество баллов, согласно критериям. Метод отличается высокой точностью и эффективностью, но в то же время он наиболее трудоемкий, так как предполагает подробный анализ каждой должности и соответствии ей работников.
-
Метод классификации. Классификация должностей с уже имеющимися грейдами, для каждого из которых есть подробное описание. Уровень присваивается по принципу соответствия описанию грейда. Метод более простой, но менее точный и объективный. Без опоры на баллы может быть сложнее аргументировать присвоение определенной должности.
-
Метод ранжирования. Упрощенный метод классификации, когда баллы присваиваются с учетом лишь одного фактора. Например, по количеству подчиненных: чем их больше, тем выше уровень в иерархии. Эту методику часто используют из-за ее легкости, однако она является наиболее субъективной и неточной.
Руководителями принимается решение, сколько времени, сил и средств они готовы потратить на внедрение системы грейдов, однако, чем она точнее и объективнее, тем больше пользы для предприятия.
Как мы внедрили грейды в Uplab
Мы начали с создания шаблона грейдов, чтобы выстроить единую систему, работающую для всех отделов.
Далее мы провели презентацию для руководителей, объяснив, зачем это нужно и как грейды помогут команде. Затем детально описали уровни для каждого отдела. После этого — сверка, корректировки и мэппинг должностей, грейдов и доходов для формирования зарплатных вилок в каждом грейде. Это было достаточно увлекательно, но и сложно. Понадобилось много часов обсуждений и основательное погружение в должностные инструкции, обязанности и задачи каждого работника Uplab, от директора до стажера.
Комментарии к статье
Комментарии: 0