Блог

Как мыслить креативно? Эффективные способы

12 января 2018
10 мин. 64540
image
image
Артем Гаврилов редактор
Как мыслить креативно? Эффективные способы

Что такое креативное мышление

Креативное мышление — это способность неординарно воспринимать окружающий мир и генерировать новые оригинальные идеи. Простыми словами развитие креативного мышления — это процесс отклонения от традиционных или принятых схем, который приводит к построению новых путей достижения целей и нестандартному решению задач.

Принято считать, что креатив — забота творческих людей. Врачи, инженеры, сельхозработники и другие негуманитарные специалисты якобы работают по проверенным алгоритмам и уверены в том, что делают. Но если бы все рассуждали так, то не было бы ни научно-технической революции, ни каких-либо изобретений.
Творческое мышление, в том числе в науке и бизнесе, — двигатель прогресса. Оно позволяет расширить взгляд на проблему, найти новые подходы к решению задач и стать первооткрывателем — предложить нечто более ценное тому, что есть сейчас.
Чтобы перестать рассуждать шаблонно и начать воспринимать окружающую действительность свежо, нужно регулярно покидать зону комфорта своих мыслей — использовать специальные технологии развития креативного мышления.

Классическая методика

В психологии наиболее известны 2 метода совершенствования креативности: «Мечтатель, реалист и критик» и «Шесть шляп». Первый принадлежит американскому художнику-мультипликатору Уолту Диснею, второй — британскому психологу Эдварду де Боно. Оба способа помогают ускорить поиск интересных идей, начать мыслить творчески и поступать более предусмотрительно.

Метод «Мечтатель, реалист и критик»

Ролевая игра, при которой нужно решить конкретную проблему с трех разных позиций — мечтателя, реалиста и критика. В первом случае вы входите в образ энтузиаста-воображалы и предлагаете самые несуразные идеи. Во втором — становитесь прагматиком, составляете четко последовательный план действий по решению проблемы и обдумываете его несколько раз. В третьем — рассуждаете как привереда, вычисляете критические моменты и находите ошибки в предложенном. Роли можно распределять между несколькими людьми или примерять каждую из них на себя.

Метод «Шесть шляп»

При подготовке проекта вам следует поочередно «надеть» 6 шляп разного цвета. В белой — внимательно и беспристрастно проверить все факты, в черной — отыскать недостатки, в желтой — проанализировать преимущества, в зеленой — прикинуть еще несколько идей, в красной — эмоционально отреагировать, а в синей — подытожить проделанную работу.

Эдвард де Боно советует избегать клише, чаще сомневаться, обобщать альтернативы и быть смелее в идеях.

Подборка упражнений от коллег и партнеров

Классические методы развития креативности — лишь одна из тропинок на пути к преодолению стандартных моделей мышления. Достичь цели поможет разнообразие. Вместе с коллегами и партнерами мы подготовили несколько интересных, а главное — проверенных упражнений, которые регулярно используем сами и хотим посоветовать вам.

Случайные связи

Работа с воображением. Откройте первую книгу, которая попалась вам в руки. На развороте выберите наугад два любых слова. Скорее всего, по смыслу взаимосвязаны они не будут. Ваша задача — сопоставить их и придумать одну общую для них историю, пусть и нереальную на самом деле.
Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют.
Стив Джобс
идеолог и основатель Apple

Таблица ассоциаций

Упражнение для тех, кто пребывает в творческом поиске. Перед вами таблица с буквами. Сфокусируйте взгляд и запомните слово, которое увидели первым. Долго не раздумывая, назовите 5 ассоциаций, связанных с ним. Эти понятия будут стимулировать поиск идей и станут импульсом к задаче, которую вам не удается решить.
Таблица ассоциаций для развития креативности

Жареные факты

Метод Наталии Альгешкиной, руководителя направления «Маркетинг и коммуникации» Чувашского отделения ПАО Сбербанк.

Еще со студенческих времен для того, чтобы оценить риски пришедшей в голову идеи или проекта, использую забавный, но эффективный метод. Представляю себе потенциальный результат и рассуждаю, как на него могут отреагировать «желтые» и традиционные «белые» СМИ.

Представим, что наша организация X проводит благотворительную акцию по установке инклюзивной площадки в конкретном микрорайоне города Y. «Белое» СМИ, скорее всего, выпустит материал с заголовком в стиле «Компания Х подарила республике первую площадку для детей-инвалидов». «Желтое» же может отреагировать неожиданно: «Компания Х пиарится за счет детей-инвалидов» или «Компания Х оплатила рекламу микрорайона Y, играя на чувствах инвалидов».

Таким образом, перебирая подобные заголовки и рассуждая как охочий до жареных фактов журналист, можно, во-первых, разглядеть слабые места своего проекта, а во-вторых, сразу отработать его будущие репутационные и PR-риски. Ну и в конце концов, отвлечься от рутины и немного повеселиться!

Креативный архитектор

В этом упражнении вы — архитектор. Напишите на листе бумаги 10 любых существительных, которые приходят на ум. Например, киви, зима, бронза и т.д. Представьте, что перечисленные слова — 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете его загородный дом. А теперь по методу аналогий начинайте заполнять участок: «киви» — поклейте в комнатах обои зеленого цвета, «зима» — предусмотрите во дворе пространство под ледовый каток, «железо» — поставьте в помещении бронзовые фигуры и дальше продолжайте по такому принципу. Включите воображение и создайте реальный проект дома.

Музей одной картины

Метод Лидии Федоровой, дизайнера Uplab.

Хочу поделиться с вами одним из своих любимых упражнений по креативу для дизайнеров. Познакомилась с ним во время обучения бренд-дизайну в московской академии коммуникаций Wordshop. Представьте, что вы открываете музей одной картины. Например, посвященный полотну «Сын человеческий» Магритта Рене. В этом музее все должно отражать стиль и смысл послания художника. Вам нужно будет придумать и нарисовать пиктограммы — основные обозначения помещений для указателя, соблюдая требования. Экспериментируйте, фантазия безгранична!
Метод одной картины для развития креативности

Дешифровка иероглифов

Найдите в интернете исторические фрагменты египетского иероглифического письма. Всмотритесь в символы, предположите, что они могут обозначать, и на основе собственных догадок сочините несколько историй. Вы удивитесь, сколько интересных сюжетов придумали. Некоторые из них — обязательно «выстрелят» при очередном поиске идей.
Фрагменты египетского иероглифического письма
Мыслить интереснее, чем обычно, можно научиться. Уделяйте указанным выше упражнениям 10−15 минут в день и не хватайтесь за все сразу. Уже через месяц вы обнаружите изменения — начнете замечать больше, смотреть глубже. Творчество заразительно, а жизнь многогранна. Кто знает, может, следующее выдающееся изобретение будет принадлежать именно вам?

Расскажите
о вашем проекте