Простой пример: у магазина женской одежды прямыми конкурентами будут другие магазины, предлагающие одежду для женщин. А косвенными — ателье.
Изучение лучших практик конкурентов, особенно крупных и успешных участников рынка — это короткий путь к инсайтам и эффективным стратегиям продвижения. И это касается не только продукции и маркетинга, но и интернет-порталов. В этой статье мы расскажем, как провести комплексный анализ сайтов конкурентов и почему это поможет сделать ваш онлайн-бизнес успешнее.
Для любого бизнеса, планирующего присутствовать в интернете, важно изучать сайты конкурентов. Их анализ позволяет составить «дорожную карту цифровизации» и понять, куда двигаться дальше и как строить поисковое продвижение. Такое планирование — важный аспект для любой компании.
Какую информацию и инсайты можно получить таким способом:
Кому и как помогает анализ конкурентов:
Маркетологам, копирайтерам, редакторам, менеджерам по контенту. Важно изучить, какие ключевые слова приносят другим компаниям органический трафик и как конкуренты работают с поведенческими факторами. На основе этого можно изменить верстку статей, попробовать новые способы продвижения или продумать контент-стратегию.
Веб-дизайнерам и разработчикам. В дизайне сайтов очень важно обеспечить удобное взаимодействие пользователя со страницей, но при этом добавить во внешний вид страницы достаточно оригинальности, чтобы отличаться от конкурентов. Поэтому важно изучить практики других компаний в нише и выбрать лучшие для разработки собственных решений. Как изучать лучшие практики и применять их в своей работе, мы уже писали в отдельной статье.
Для SEO-специалиста. Анализ поможет определить, к каким показателям стремиться, и сформировать стратегию по SEO-оптимизации сайта. Например, собрать эффективное семантическое ядро или поставить цели по SEO-продвижению.
Когда эксперты анализируют веб-страницы соперников, они могут увеличить поток посетителей, привлечь новых клиентов и повысить объем продаж. Проводить профессиональный аудит полезно тем, кто лишь готовится выходить в онлайн, и тем, кто уже несколько лет продвигает свой сайт.
Говоря терминами маркетинга, ключевые конкуренты — это те, кто продают аналогичные товары, имеют примерно похожий ассортимент и работают в вашем регионе.
Прямые конкуренты — это компании, которые решают проблему пользователя таким же или аналогичным способом, как и ваш продукт.
Косвенные конкуренты — это компании, которые закрывают такую же потребность аудитории, но другим способом.
Простой пример: у магазина женской одежды прямыми конкурентами будут другие магазины, предлагающие одежду для женщин. А косвенными — ателье.
Очевидный способ найти конкурентов — отправиться к Яндексу или Гуглу. Но на самом деле всё немного сложнее: топ выдачи, скорее всего, займут маркетплейсы с их крупными бюджетами на продвижение. А по разным ключевым словам Google и Яндекс будут выдавать разные списки компаний. Вот почему стоит попробовать другой способ: использовать специальные инструменты, программы и сервисы.
Помимо поиска, найти компании-соперники можно с помощью отраслевых рейтингов, контекстной рекламы, а также с помощью опроса клиентов. Именно это делают бренды, когда запускают акции «Найдите дешевле, и мы вернём вам деньги»: это отличный способ найти конкурентов с более выгодными предложениями
Занесите информацию по мониторингу в таблицу, включающую название веб-ресурса, URL, ключевые слова, данные о пользователях, предложения, маркетинговые активности и другие важные данные. Для анализа можно выбрать 3-10 конкурентов, предлагающих максимально похожие товары или услуги.
Прежде чем исследовать сайты других компаний с помощью разных SEO-инструментов и сервисов-помощников, попробуйте взглянуть на них «невооруженным взглядом». Вот что можно оценить, используя только знания и насмотренность:
Также при первом знакомстве полезно изучить целевые действия на ресурсах-конкурентах. Обращайте внимание поп-апы, личные кабинеты, карточки товаров и кнопки с действиями.
Все наблюдения также внесите в Excel-таблицу, скоро она пополнится данными, полученными с помощью различных сервисов и веб-инструментов.
Визуальный анализ сайтов конкурентов — важный первый шаг в конкурентной разведке. Он позволяет получить общее представление о дизайне, структуре сайта, предлагаемых товарах и услугах, а также о целевой аудитории. Однако, ограничиваясь только визуальным осмотром, мы рискуем упустить множество ценных данных, которые могут существенно повлиять на стратегию развития.
Веб-инструменты и SEO-сервисы — ключ к глубокому пониманию конкурентов. Они позволяют «заглянуть под капот» другого сайта и получить информацию, которая недоступна при поверхностном анализе.
С помощью специализированных комплексных инструментов можно раскрыть «невидимые» аспекты сайта: параметры SEO-оптимизации, способы продвижения, каналы привлечения трафика, качество кода и интеграций и многое другое.
Также подробное изучение сайта помогает в выявлении скрытых SEO-стратегий и тактик соперников. Инструменты также помогут проанализировать рекламные кампании и понять, какие каналы наиболее эффективны для привлечения целевой аудитории
Веб-инструменты предоставляют количественные данные. Это позволяет наглядно сравнивать разные стратегии и приёмы на примере конкурентов и принимать обоснованные решения о развитии собственного бизнеса. Также они нередко экономят время на проведение СЕО-анализа, позволяя собрать нужные данные за минуты в автоматическом режиме.
Сервисы упрощают проведение конкурентного анализа, делают его более глубоким и позволяют представить результат нагляднее.
В этом разделе мы представили СЕО-инструменты, которые будут полезными для анализа, и сгруппировали их по направлениям исследования. Выбор направлений зависит от задач анализа и от компетенции специалистов, для которых этот анализ предназначен в первую очередь.
Эти SEO-сервисы помогут выявить и проанализировать основные параметры сайтов конкурентов.
Эти сервисы помогут оценить сайты конкурентов по ключевым параметрам и получить оцифрованные данные по трафику, ключевых словах, массе ссылок, анкорах.
Если вы хотите сосредоточиться на источниках трафика, то есть способах, которыми конкуренты приводят посетителей на свой сайт, вам помогут эти СЕО инструменты:
С помощью этих программ можно как находить удачные решения у конкурентов, так и изучать потоки трафика в интересном вам сегменте рынка. Например, проследить, как меняется трафик на маркетплейсах в течение недели или сезона.
Эксперты в SEO наверняка вспомнят Google Optimize, но увы, сервис прекратил свою работу в прежнем виде. Поэтому советуем аналоги: Optimizely и VWO. В этих СЕО-сервисах можно проводить эксперименты со страницей сайта и собирать данные о том, как пользователи взаимодействуют с контентом на странице. Например, можно выяснить, какие модели расположения блоков наиболее удобны для пользователей и какая форма приводит к наибольшему уровню конверсии. Протестируйте несколько форм, позаимствованных у конкурентов, и решите, какая из них успешнее. Минус обоих SEO-инструментов — непрозрачная ценовая политика (купить подписку можно минимум на год, цена по запросу), но у VWO есть триал-версия на 30 дней.
Hotjar. Бесплатный план с ограниченными функциями или платные тарифы. Этот инструмент составляет тепловые карты, карты скроллинга, записи сеансов: изучите, как пользователи взаимодействуют с сайтами ваших конкурентов.
Plerdy. Можно бесплатно пользоваться некоторыми функциями, но есть и платные тарифы. Возможности: карты кликов (Heatmaps, или тепловые карты), записи сеансов, анализ скроллинга, анализ форм, A/B тестирование.
Crazy Egg. Платная подписка с различными тарифами. Карты кликов, записи сеансов, программы A/B тестирования, опросы, отчеты о конверсиях.
С помощью этих СЕО-сервисов можно отследить, где посетители сайтов кликают, на что обращают внимание, а какие элементы игнорируют. Вы получите анализ эффективности элементов сайта: кнопок, форм, баннеров, заголовков. С такими данными вы сможете не добавлять на свой сайт бесполезные элементы, а сосредоточиться на эффективных. Также анализ действий подсвечивает «узкие места» в воронке продаж.
Конверсия — один из важнейших показателей, но получить эти данные без доступа в админку сайта невозможно. Однако можно примерно вычислить их, используя данные видимости конкурирующего веб-ресурса в поисковиках и сравнивая их с показателями на своём. Это возможно, если ваш сайт уже запущен и работает какое-то время.
Как вычислить конверсию:
Насколько точны эти данные? Они имеют основания, потому что программы Keys.so и Similarweb, когда следят за видимостью, используют частотность запросов и позиции сайта в выдаче — показатели, которые всегда влияют на конверсию. Но, конечно, эти данные нельзя принять как точные, поскольку на конверсию влияют и другие факторы.
Эти инструменты помогут оценить тексты на разных страницах сайта, включая блог и новостной раздел.
Анализ контента конкурентов — это важный этап в разработке успешной стратегии контент-маркетинга. По его итогам можно понять, какие темы работают на рынке, и получить конкурентное преимущество: создавать контент, который будет превосходить контент конкурентов по качеству и полезности.
Проверка технической оптимизации позволяет проанализировать такие важные для СЕО параметров как быструю загрузку страниц, адаптивность для мобильных устройств, нерабочие ссылки, разделы, визуальные элементы, различные ошибки (404, неверные метатеги и так далее).
Поисковая оптимизация (SEO) также относится к технической части сайтов. Если SEO сделана хорошо, то сайт будет получать больше трафика, а значит, и лидов. Здесь нужно оценить позиции в поисковой выдаче; фразы, по которым ранжируются конкуренты; ссылочную массу.
Все эти параметры поможет проанализировать SiteAnalyzer. Полученные данные SEO-оптимизатор может сравнить с показателями вашего сайта, чтобы убедиться, что техническая оптимизация ресурса не отстаёт. Или, напротив, понять, что его пора оптимизировать.
Итак, мы разобрали шесть направлений анализа сайтов, по СЕО-параметрам и не только. Для объективной оценки сайтов конкурентов можно анализировать их как в одном, так и нескольких направлениях; выбор зависит от целей и задач исследования.
Комментарии к статье
Комментарии: 0