Блог

Кадровая политика

26 октября 2024
10 мин. 1220
image
image
Елена Андреева редактор-копирайтер
Кадровая политика

О том, как правильно подбирать членов команды и управлять ими, люди стали задумываться еще в седой древности — как только научились кооперироваться ради общего дела. Как бы обширна ни была древняя империя и какой бы высокотехнологичной ни казалась современная компания, все эти ресурсы останутся бесполезным грузом, если не будет слаженной и мотивированной команды. Продуманная кадровая политика — путь к созданию и сохранению такой команды в любую эпоху и в любой индустрии.

Термины и другие вводные

Кадровая политика — это комплекс принципов, целей, задач и мероприятий для формирования и развитие кадрового потенциала компании. Она определяет стратегию работы с персоналом на всех этапах, от найма до увольнения. Кадровая политика тесно связана с миссией, видением и стратегией компании.

Например, Билайн (ПАО «Вымпелком») формулирует свою миссию как «Создание системных изменений в разных областях жизни общества, начиная от построения новой цифровой модели экономики и заканчивая развитием инновационных решений, имеющих серьёзную социальную значимость». Именно поэтому в кадровой политике компания придерживается принципа равных возможностей в оплате труда, карьерном росте и профессиональном развитии.

Что влияет на кадровую политику

Чаще всего кадровая политика организации состоит из трех уровней: ее разрабатывает руководство, внедряют HR-специалисты, а практическая реализация остаётся менеджерам на местах. На кадровую политику влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Внешние факторы: появление новых технологий, экономическая ситуация в стране, уровень безработицы, тенденции на рынке труда или изменение законов. Повлиять на эти факторы нельзя, но их можно предсказать.

Внутренние факторы: текущие цели организации, стиль руководства, мотивационные программы и другие аспекты работы с персоналом. Их можно контролировать и изменять по усмотрению руководства.

Почему кадровая политика важна

Каждая компания, у которой есть конкуренты, стремится их опередить. А чтобы сделать работу эффективнее, стоит обратить внимание на личную продуктивность сотрудников и их отношения внутри коллектива. Поэтому кадровое планирование становится основой для создания конкурентных преимуществ и важным инструментом для успеха компании.

В качестве примера можно вспомнить компанию Netflix, которая уже четверть века успешно развивается и давно стала одним из флагманов индустрии. Рецептом успеха руководство компании называет продуманную кадровую политику.

Принципы Netfilx в построении культуры сильнейших

После увольнения трети сотрудников во время кризиса 2001 года, Рид Хастингс, директор компании, сделал выводы, позднее описанные им в книге «Никаких правил». По мнению Рида, даже пара «середнячков» в команде расхолаживают всех. Они понижают интеллектуальный уровень общения, требуют внимания и контроля от руководства, что не оставляет последним времени на собственные задачи. Они также будут отталкивать действительно строящих специалистов, которым важна самореализация и высокий уровень качества.

Для лучших сотрудников главное на работе — не удобный офис, не крутой спортзал и не бесплатные суши в обеденный перерыв. Главное — это радость от того, что тебя окружают талантливые люди, которые помогают вырасти в профессиональном и личном плане. Когда каждый член команды — звезда, общие показатели резко устремляются вверх, потому что сотрудники обучают и мотивируют друг друга.

Компания сосредоточилась на найме на важные должности зрелых и самостоятельных сотрудников, которых Рид называет «рок-звездами». Им предоставлен доступ к внутренним документам и целям, что позволяет видеть общую картину и выстраивать работу с учетом общего движения компании. Нет строгих правил по отпуску: сотрудники могут брать выходные при условии отсутствия срочных дел и согласия коллег. Также востребованные работники могут сообщать руководству о предложениях от конкурентов для повышения зарплаты. Такой уровень доверия и слаженности, достигнутый за 25 лет, способствует высокому качеству работы и финансовому успеху компании.

Как связаны кадровая политика, миссия и ценности компании

Если миссия компании сформулирована, то она не может не влиять на кадровую политику. Миссия — это постулаты, отражающие мировоззрение компании. Она описывает, какую пользу бизнес приносит людям и как он улучшает мир; рассказывает, ради чего работает компания. Например, миссия Google — «структурировать всю информацию и сделать ее универсальной и полезной».

«Наша миссия — организовать всю информацию в мире и сделать её универсально доступной и полезной. Это начинается с Поиска Гугл»
Google

Кажется, что в этом очень много идеализма, но высококлассные специалисты редко когда работают просто для увеличения счета в банке. Их мотивации сложнее, и изменять мир вполне может быть важнее, чем взять новую машину на два года раньше. О мотивации и о том, какие методы работы успешнее для разных категорий сотрудников, мы рассказывали в отдельной статье.

Виды кадровой политики

Каждый работодатель формирует свою стратегию работы с персоналом, исходя из потребностей компании, своего опыта и множества других факторов. Поэтому единого списка, где есть все типы кадровой политики, составить не получится. Условно её можно разделить по различным критериям; чаще всего выделяют такие виды кадровой политики:

  • Консервативная. Фокус на стабильности, сохранении существующего персонала. Такой путь часто выбирают компании, где рисков меньше, но и прибыли небольшие. Например ресурсодобывающие предприятия, или сервисные службы.
  • Инновационная. Ориентация на привлечение и развитие талантов, внедрение новых технологий управления. Когда рынок бурно развивается, появляются новые технологии и механизмы взаимодействия, как например произошло с появлением нейросетей, это будет хорошим выбором.
  • Адаптивная. Гибкость и готовность к изменениям, реагирование на внешние факторы. Если вы не уверены в том, что ждет вашу компанию в будущем, лучше быть готовым к изменениям, вынужденным или просчитанным.
  • Социально-ориентированная. Приоритет заботы о сотрудниках, создание комфортных условий труда. Сотрудники, которым комфортно на рабочем месте и которые уверены в завтрашнем дне — хорошая основа для многолетнего процветания.

Значение кадровой политики для бизнеса

Небольшие компании или бизнесы в начале пути могут вообще не иметь кадровой политики и вести работу с сотрудниками «как получится». Но это не тот путь, который гарантирует успех. Проработанная кадровая политика — важное конкурентное преимущество; она даёт плюсы в нескольких направлениях.

  • Повышение эффективности бизнеса: привлечение и удержание талантов, рост мотивации персонала, снижение текучести кадров.
  • Создание позитивного имиджа компании: формирование бренда работодателя, привлечение лучших специалистов
  • Укрепление конкурентных преимуществ: развитие компетенций персонала, повышение производительности труда.
  • Создание благоприятного климата в коллективе: снижение конфликтов, повышение лояльности сотрудников.
  • Соблюдение законодательства: соответствие трудового законодательства, минимизация рисков.

Этапы разработки и внедрения кадровой политики

Кадровую политику компании обычно разрабатывает высшее руководство, включая генерального директора или руководителя HR-отдела. Также могут быть задействованы HR-специалисты. А при необходимости — сторонние эксперты: консультанты по управлению персоналом, аналитики.

Анализ внешней и внутренней среды компании

Первый шаг в разработке кадровой политики — это анализ потребностей в персонале. На этом этапе компания определяет, сколько специалистов ей нужно, а также какие квалификации и навыки кадрового состава необходимы для успешного выполнения бизнес-стратегии. Такой анализ позволяет выявить недостаток нужных компетенций и разработать соответствующие программы обучения и повышения квалификации.

Определение целей и задач кадровой политики

На основе анализа потребностей в кадрах формулируются стратегические цели в области кадровой политики. Эти цели должны быть согласованы с бизнес-планами и задачами компании. К примеру, если организация намерена расширить свое присутствие на рынке, одной из задач кадровой политики может стать привлечение квалифицированных специалистов в новые регионы или области деятельности.

Разработка принципов и мероприятий кадровой политики

Кадровые процедуры и принципы взаимодействия устанавливают критерии для подбора кандидатов, оценки производительности и систем вознаграждения. Они служат ориентирами для эффективного управления персоналом. Успешная кадровая политика включает участие сотрудников в ее разработке, что позволяет учитывать разнообразные мнения и адаптировать политику к особенностям организации.

Внедрение и контроль выполнения кадровой политики

Основная ответственность за кадровую политику лежит на отделе кадров. Руководители подразделений должны, основываясь на утвержденной стратегии, определять среднесрочные и краткосрочные цели. Они также должны разрабатывать планы действий для их достижения, устанавливать критерии для оценки выполнения этих планов и согласовывать их с бюджетом службы. Вовлеченность сотрудников также способствует соблюдению установленных стандартов.

Корректировка кадровой политики в зависимости от изменений

Кадровая политика — это стратегия развития на годы, если не на десятилетия. В XX веке в большинстве профессий сотрудники работали в одной компании от колледжа до пенсии, с постепенным восхождением по карьерной лестнице. Однако сейчас мир развивается динамичнее, а работа на одном месте — уже не плюс в резюме, а скорее странность, которая удивляет работодателя. Поэтому от вашей кадровой политики будет требоваться гибкость и умение подстроиться под изменения в компании и мире.

Саммари

  • Краткое описание, что такое кадровая политика: это важный элемент успешного управления персоналом для любого предприятия, устанавливающий стратегические цели и принципы для их достижения. Пуская её на самотек сложно добиться развития организации.
  • Разработка и внедрение кадровой политики включает анализ потребностей в кадрах, определение задач HR-отдела и создание стандартов. Обычно этим занимаются руководство компании или внешние HR-эксперты. Трудовое законодательство определяет границы возможных действий.
  • Кадровая политика в отношении персонала представляет собой различные формы исходя из того, каким курсом движется компания. Для быстро развивающейся IT-корпорации больше подойдет одно, а устоявшемуся производству медицинских расходников другое, кто будет включен в штатное расписание сухогруза — третье. Однако всем важно действовать в кадровых вопросах не наобум, а принимая положения миссии и стратегии организации.
  • Создание кадровой политики может занять время, но хорошо продуманная система способствует стабильной рабочей атмосфере, привлечению и удержанию талантов, а также укрепляет конкурентные позиции на рынке.

Расскажите
о вашем проекте