Блог

Как в Uplab создают прототипы сайтов: принцип работы и обзор инструментов

5 июня 2019
20 минут 28630
image
image
image
Алексей Андреев Аналитик-проектировщик
image
Наталия Аникина UX-специалист
Как в Uplab создают прототипы сайтов: принцип работы и обзор инструментов
В прошлом материале мы подробно рассказали, что представляет собой этап аналитики и проектирования сайтов в нашем агентстве. Сегодня хотим расширить тему: поделиться своими принципами работы и рассмотреть инструменты, с помощью которых создаем прототипы разных digital-продуктов.

Принцип работы UX-специалистов агентства

Определить, какие страницы предстоит спроектировать и утвердить с заказчиком, нам позволяет этап аналитики. После его проведения мы создаем прототипы только уникальных или сложных функциональных страниц. Если на сайте много типовых, то делаем один прототип такой страницы с максимальным набором возможных блоков. Кроме того, создаем отдельную страницу, на которой размещаем все повторно используемые элементы и блоки прототипа, описывая их назначение и правила использования. Как показывает практика, такое решение помогает нашим дизайнерам быстрее погрузиться в проект и оценить масштабы предстоящей работы.

Для разработки прототипов мы в Uplab используем программу Axure RP — мощный инструмент по созданию динамических страниц без использования кода. Несмотря на бум развития рынка инструментов прототипирования, аналогов ему по удобству и функционалу, на наш взгляд, пока что нет.

Не так давно версия Axure 9 вышла из беты. Мы уже успели реализовать в ней часть проектов и хотим поделиться, какие особенности и приятные новшества инструмента для себя отметили.

Axure 9 — главный инструмент прототипирования в Uplab

Рабочая область в Axure 9

Интерфейс
Поскольку Axure в основном используют проектировщики интерфейсов, сначала посмотрим, как изменился интерфейс программы в новой версии.

Вот каким был интерфейс в Axure 8:
Интерфейс Axure 8
Пример структуры сайта
В Axure 9 он выглядит иначе:
Какие изменения сразу бросаются в глаза:
Добавлена темная тема интерфейса — дань трендам веб-дизайна последних лет. В настройках Preferences > General > Appearance можно выбрать светлый или темный режим по умолчанию или — отображение темы в зависимости от настроек темы ОС. Считаем, что темный режим реализован не совсем удачно (резкие контрасты). Например, в Sketch — выглядит аккуратнее.
Изменился цвет фона и стиль иконок. Иконки стали контурными, теперь они более точно передают смысл действий.
Более современно оформлены интерфейсные элементы.
Исчезли лишние рамки — стало больше свободного пространства.
Объединили панели с библиотеками и мастерами, страницы и контуры (слои). Панели можно перетаскивать, привязывая их ко вкладкам с другими панелями.

Настройка панели инструментов

Чтобы настроить верхнюю панель инструментов под себя, перейдите в меню View Toolbars — Customize Main Toolbar, после чего откроется окно с настройками:
Панель инструментов в Axure 9
Пример структуры сайта
Окно настройки панели инструментов
Пример структуры сайта
Размеры страниц
Теперь при создании страницы можно быстро выбрать одно из популярных устройств для прототипирования мобильных экранов:
Выбор размера страницы в Axure 9
Выбор размера страницы в Axure 9
Адаптивные прототипы
Для добавления адаптивной версии кликните на ссылку Add Adaptive Views, добавьте страницу и задайте ей размеры в появившемся окне:
Edit Adaptive Views
Адаптивные прототипы
Библиотеки
В восьмой версии библиотека состояла из png-иконок. Axure 9 радует большой библиотекой svg-иконок с сайта fontawesome.com. Svg-иконки, в отличие от png, не теряют качества при масштабировании. В новой версии появилась возможность добавить папку с изображениями — Add image folder.
Панели с библиотеками
Панели с библиотеками
Add image folder
Add image folder
Перемещение панелей
Любую панель можно переместить в другое, более удобное место, перетаскивая имя и привязывая панель ко вкладкам:
Перемещение панелей
Перемещение панелей
Стили виджетов
Вы можете стилизовать виджеты на свой вкус. Например, задать цвет обводки у полей ввода, изменить отступы у радиокнопок или добавить им тень. Заданные стили будут применяться ко всем настроенным компонентам. Это поможет визуально улучшить прототип: все однородные элементы будут в одном стиле. Перейдите в меню программы: в раздел Project > Widget Style Manager.
Widget Style Manager
Widget Style Manager
Появилась возможность скопировать и вставить стиль виджета горячими клавишами Alt + Command + C / Alt + Command + V (Ctrl — на Windows).
Копирование и вставка стиля кнопки
Копирование и вставка стиля кнопки
Pen & Point
Эти инструменты, привычные для графических редакторов, позволяют рисовать произвольные векторные фигуры. При помощи «Пера» вы создадите новые фигуры, задавая точки и кривые. «Точка» дает возможность произвольного изменения готовых фигур. Все созданные фигуры имеют векторный формат и расширение .svg:
Pen & Point на панели инструментов
Pen & Point на панели инструментов
Взгляните на пример создания фигуры с использованием пера:
Использование пера
Использование пера
Управление виджетами
Панель Outline отображает все элементы, созданные на странице. Они содержат графические обозначения, которые упрощают поиск нужного элемента. Кроме того, их можно отсортировать в удобном порядке.
Сортировка элементов на панели Outline
Сортировка элементов на панели Outline
Настройка области выделения
В Axure 9 по умолчанию следующие настройки: если часть элемента попадает в область выделения, то выделяется весь элемент. Если хотите выделить только те элементы, которые полностью находятся в области, переключите режим выделения.
Инструменты настройки выделения элементов
Инструменты настройки выделения элементов
Настройка выделения элементов
Настройка выделения элементов
Вставка изображений
Расширенные настройки на панели Style теперь предоставляют нам больше контроля над оформлением прототипов. С помощью новых параметров стилей мы можем вставить в фигуру картинку.
Вставка изображения
Вставка изображения
Другой способ — скопировать изображение в браузере и вставить на страницу прототипа: Command (Ctrl) + V.
Snapshot
Позволяет быстро создать блок со скриншотом выбранной страницы.
Создание скриншота страницы
Создание скриншота страницы
Используйте Snapshot вместе с Connector tool (горячая клавиша E) для создания карт переходов по страницам / экранам проекта:
Инструмент Connect (Соединитель)
Инструмент Connect (Соединитель)
Масштабирование рабочей области
Плавное масштабирование рабочей области — Command (Ctrl) + колесико мыши:
Масштабирование рабочей области
Масштабирование рабочей области

Приемы для упрощения работы в Axure 9

Горячие клавиши
Для быстрой работы с основными виджетами появились горячие клавиши:
T — Text (Текст)
O — Elipse (Овал)
R — Rectangle (Прямоугольник)
L — Line (Линия)
Они действительно ускоряют процесс. Посмотрите, как это работает на практике:
Использование горячих клавиш
Использование горячих клавиш
Выравнивание объектов
Инструменты Align помогают быстро создать равные отступы между объектами. Используйте горячие клавиши для ускорения работы:
Shift + Command + R — выравнивание по правому краю.
Shift + Command + С — выравнивание по центру.
Shift + Command + L — выравнивание по левому краю.
Shift +Command + T — выравнивание по верхнему краю.
Shift + Command + M — выравнивание по середине.
Shift + Command + B — выравнивание по нижнему краю.
Обратите внимание, как это удобно и просто:
Выравнивание объектов (Align)
Выравнивание объектов (Align)
Умные привязки и направляющие расстояния
Умные привязки есть во многих редакторах — теперь и в Axure. Они помогают видеть расстояния объектов и делать их равными. Посмотрите, как это работает:
Умные привязки
Умные привязки
Пропорциональное масштабирование
Чтобы задать одинаковую ширину и высоту, закрепите размеры, кликнув на символ замка. Изменить размер фигуры можно с помощью зажатой клавиши Shift.
Пропорциональное масштабирование фигуры
Пропорциональное масштабирование фигуры
Автоширина и автовысота текста
Настройка автоширины и высоты
Настройка автоширины и высоты
Автоширину и автовысоту текста можно задать прямо в рабочей области:
Клик по углам элемента включает сразу оба параметра.
Клик по верхней или нижней стороне включает автовысоту.
Клик по левой или правой стороне включает автоширину.
Автонастройка ширины и высоты на рабочей области
Автонастройка ширины и высоты на рабочей области
Использование «Мастеров»
«Мастера» в Axure — компонент из группы элементов, который можно перенести на другую страницу. Его используют для создания повторяющихся элементов на страницах. Изменения, внесенные в «мастеров», автоматически применяются ко всем копиям компонента в прототипе. Все созданные «мастера» хранятся в панели Masters.

Мы часто применяем «мастера» для создания:
Карточек с контентом и связанных ссылок
Навигации и сайдбара
Хедера и футера
Кликните правой клавишей мыши и выберите в меню действие Create Master — настройте виджет на свой вкус.
Создание мастеров
Создание мастеров
Создание взаимодействий
Динамическая панель
Чтобы показать взаимодействие, создайте из элементов динамическую панель и задайте ей действие через Interactions, нажав на кнопку New Interaction. Посмотрите, как это делается, на примере создания разворачивающегося вопроса-ответа:
Создание аккордеона вопрос–ответ
Создание аккордеона вопрос–ответ
Виджеты
Виджетам можно добавлять подсказки (Tooltips), задавать значения символов (например, только буквы или только цифры). В новой версии Axure появилась возможность менять состояние при фокусе и другие полезные свойства.

Так создается выпадающий список:
Создание выпадающего списка
Создание выпадающего списка
Стили виджетов при разных состояниях
Чтобы показать состояние кнопки, используйте расширенные стилевые настройки на панели Interactions:
Настройка разных состояний
Настройка разных состояний
Скрытие виджетов в рабочей области
Если на странице много динамических панелей, работать с ней в рабочей области становится неудобно. В этом случае виджеты можно скрыть через список:
Скрытие виджетов
Скрытие виджетов
Переменные и функции
Возможность задавать переменные и функции — наверное, главная отличительная черта Axure от остальных инструментов прототипирования. С их помощью можно максимально точно имитировать работу готового сайта или сервиса.

Переменные и функции позволяют:
Делать интерактивные формы.
Задавать и менять значения в виджетах или их свойства и положение на странице.
Сообщать действия с одной страницы, чтобы что-то менять на другой.
Многое другое.
Изучите простой пример использования функций: при загрузке страницы мы задаем изображению ширину, равную ширине экрана пользователя:
Блок на всю ширину экрана
Блок на всю ширину экрана
Заметки
Используйте инструмент Notes, если нужно добавить заметку к странице или описать работу элемента.
Панель Notes (Панель Закладок)
Панель Notes (Панель Закладок)
Закладка в презентации прототипа
Закладка в презентации прототипа

Еще несколько слов об обновлениях Axure 9

Важно отметить другие достоинства 9-ой версии Axure:
Обновилось мобильное приложение Axure Share — позволяет презентовать и хранить прототипы на мобильном устройстве.
Появилась возможность командной работы — отличная новость для отделов аналитики и проектирования.
В программе увеличилась скорость при работе над прототипами с большим количеством страниц.

Другие инструменты прототипирования

Figma

Figma — онлайн-сервис для разработки интерфейсов и прототипирования с возможностью организации совместной работы в режиме реального времени. Отлично подходит дизайнерам для перелинковки макетов и презентации их заказчику. Однако создавать что-то более сложное в Figma долго и неудобно: возникают трудности, когда требуется показать разные состояния кнопок или ссылок. Чтобы продемонстрировать каждое взаимодействие, приходится создавать отдельный фрейм и связывать его с основным.

Посмотрите на прототип, созданный нами в Figma:
Прототип в Figma
Прототип в Figma

Principle

Principle — инструмент для создания анимации. В нем можно показать плавные переходы и различные эффекты. Он интегрирован со Sketch и Figma. При внесении изменений в дизайн, они автоматически переносятся в Principle.
Пример анимации в Principle
Пример анимации в Principle

Axure + Sketch

Для Sketch появился специальный плагин, который позволяет импортировать элементы и целые артборды в Axure. Это может быть полезно, когда нужно показать заказчикам динамику на готовых макетах. На наш взгляд, перелинковать все страницы в Axure проще и быстрее, чем в том же Invision или других инструментах. Кроме того, здесь можно показать сложные взаимодействия — актуально для проектирования различных сервисов.
Импорт из Sketch в Axure
Импорт из Sketch в Axure

Invision

Invision — инструмент для дизайнеров, который позволяет настраивать простые переходы между экранами, загружать макеты из Photoshop или Sketch. Из фишек — можно оставлять комментарии прямо в макетах, создавать с командой совместные мудборды.

У Invision есть дополнительные инструменты:
Invision Studio — для отрисовки макетов и создания анимации.
Invision Design System Manager — для работы с дизайн-системами.
Напоследок несколько полезных ссылок по созданию прототипов и использованию Axure 9:

Расскажите
о вашем проекте