Планирование продаж — это основа эффективного управления производственными и финансовыми ресурсами компании. В этой статье мы расскажем, как строится это планирование, поделимся опытом команды UpLab в его организации (включая основные инструменты) и расскажем, какие выгоды мы получили благодаря системному подходу в планировании продаж.
Зачем планировать продажи?
Планирование продаж — это систематический процесс определения целей продаж, разработки стратегий и тактик для их достижения, а также мониторинга и контроля результатов. Оно включает в себя прогнозирование спроса, распределение ресурсов, установление квот продаж, разработку планов маркетинга и продаж, а также управление командой продаж для достижения поставленных целей. Цель планирования продаж — максимизировать прибыль и эффективность продаж компании.
Планирование продаж помогает менеджерам не только ставить цели и достигать их, но и эффективно строить работу подразделений. А именно:
-
Видеть загрузку ресурсов всех направлений. Это позволяет прогнозировать простой какого-либо ресурса в определённый промежуток времени и принимать меры для его оптимального использования.
-
Оптимизировать загрузку производства. Это помогает заранее бронировать ресурсы для проектов.
-
Рационально распределять ресурсы для новых проектов. Вы можете оценить, готовы ли начать новый проект в ближайшие сроки или потребуется поиск дополнительных ресурсов. Если вы работаете с распределёнными командами, это может включать выкуп ресурсов из других команд или поиск качественного аутсорса.
-
Прогнозировать финансовые поступления. Это даёт возможность управлять бюджетом, снижать кассовые разрывы и планировать инвестиции в развитие.
Все это в совокупности помогает принимать взвешенные стратегические решения и обеспечивать стабильный рост компании.
Наш инструментарий
Эффективность планирования продаж зависит от используемых инструментов. А их выбор зависит от выбранных стратегий и алгоритмов. Современные инструменты дают минимальную погрешность, это путь к созданию точного и реалистичного прогноза продаж. Вот какие инструменты мы используем в Uplab.
В UpLab мы используем CRM-систему Битрикс24, которую значительно доработали под наши специфические потребности, чтобы эффективно планировать продажи. Она выступает как источник данных, которые мы используем для дальнейшей работы в других инструментах.
Подробнее о том, как с помощью CRM собирать контакты и формировать базы данных состоявшихся и потенциальных покупателей, мы рассказывали в отдельной статье.
Основные параметры для планирования
Выбор параметров для планирования продаж зависит от специфики бизнеса и продукта, инструментов, численности команды. Но есть четыре параметра, которые важно учитывать в любом плане. Поэтому перед началом планирования убедитесь, что они поддерживаются в актуальном состоянии.
-
Стоимость проекта (бюджет). Точное понимание бюджета каждого проекта позволяет прогнозировать общий объем продаж и финансовые поступления.
-
Плановая дата завершения сделки. Помогает прогнозировать загрузку команды и координировать сроки выполнения.
-
Вероятность заключения сделки. Мы оцениваем вероятность в процентах, что позволяет точнее прогнозировать реальные продажи.
-
Тип работ. Этот пункт подразумевает понимание, какие услуги и какой тип ресурсов продаёт компания. Например, Uplab — компания-разработчик сайтов и цифровых сервисов, но у нас есть и другие услуги. В их числе:
Работы имеют разную стоимость, и в них вовлечены разные специалисты, труд которых имеет неодинаковую цену. Поэтому при планировании очень важно правильно определить тип работ и оценить их объем.
От вероятности к планированию ресурсов
Когда вероятность заключения сделки достигает 50% и выше, данные по этому проекту должны попасть в ресурсное планирование. Вот источники данных, на которые мы в Uplab опираемся при дальнейшем планировании.
Эти артефакты позволяют составить план загрузки производства — в какой момент, какой ресурс и в каком объёме потребуется. Так видна загрузка ресурсов не только по фактически реализуемым проектам, но и с учётом будущих продаж. Это позволяет быть готовыми к старту проекта сразу после заключения договора, что значительно сокращает время от продажи до начала работ.
Планирование финансовых поступлений
Финальный этап нашего процесса планирования продаж — это прогнозирование финансовых поступлений. Планирование финансовых поступлений критически важно для планирования продаж, поскольку оно обеспечивает прогнозируемость денежного потока. Без него сложно своевременно оплачивать счета и управлять рисками. Точный прогноз поступлений является основой для принятия обоснованных управленческих решений.
Планирование финансовых поступлений критически важно для:
-
Управления cash flow (движением денежных средств в компании за определенный период). Зная, когда и сколько денег поступит, компания может эффективно управлять своими активами, планировать платежи поставщикам и кредиторам, избегая просрочек и штрафов. Точный прогноз cash flow позволяет прогнозировать поступления денежных средств в определенные периоды и благодаря этому оптимизировать ликвидность и предотвратить дефицит денежных средств.
-
Планирования инвестиций в развитие. Без точного прогноза будущих поступлений сложно определить объем средств, которые можно направить на развитие бизнеса — на покупку нового ПО и оборудования, расширение производства, маркетинговые кампании, найм новых сотрудников. Надежный прогноз поступлений позволяет принять обоснованные решения о масштабе инвестиций и оценить их рентабельность. Недостаток планирования может привести к недостаточному финансированию перспективных проектов или к перерасходу средств на неэффективные инвестиции.
-
Обеспечения стабильной работы компании, которая напрямую зависит от её финансового здоровья. Точный прогноз позволяет своевременно выявлять потенциальные проблемы с ликвидностью, принимать превентивные меры и избегать финансовых кризисов. Это позволяет сохранять доверие партнеров, инвесторов и сотрудников, обеспечивает платежеспособность компании и создает устойчивую основу для её долгосрочного развития. Без такого планирования компания рискует стать неплатежеспособной и потерять конкурентные преимущества.
На основе данных, которые мы перечислили выше (стоимости проекта, вероятности заключения сделки и плановых датах завершения этапов) мы в Uplab можем достаточно точно спланировать, когда и какие суммы поступят на счёт компании.
Почему планирование важно для руководителя отдела продаж
Задача каждого руководителя — эффективное управление доверенной ему областью. Чтобы хорошо управлять продажами не только в IT-компании, но и в любом другом бизнесе, важно мыслить стратегически. Вот какие аргументы в пользу планирования приводит Диана Олейник, руководитель отдела продаж Uplab.
Комментарии к статье
Комментарии: 0