Блог

Как планирование продаж помогает управлять ресурсами и финансами компании

29 января 2025
9 мин. 49
image
image
image
Елена Андреева редактор-копирайтер
image
Диана Олейник руководитель отдела продаж
Как планирование продаж помогает управлять ресурсами и финансами компании

Планирование продаж — это основа эффективного управления производственными и финансовыми ресурсами компании. В этой статье мы расскажем, как строится это планирование, поделимся опытом команды UpLab в его организации (включая основные инструменты) и расскажем, какие выгоды мы получили благодаря системному подходу в планировании продаж.

Зачем планировать продажи?

Планирование продаж — это систематический процесс определения целей продаж, разработки стратегий и тактик для их достижения, а также мониторинга и контроля результатов. Оно включает в себя прогнозирование спроса, распределение ресурсов, установление квот продаж, разработку планов маркетинга и продаж, а также управление командой продаж для достижения поставленных целей. Цель планирования продаж — максимизировать прибыль и эффективность продаж компании.

Планирование продаж помогает менеджерам не только ставить цели и достигать их, но и эффективно строить работу подразделений. А именно:

  • Видеть загрузку ресурсов всех направлений. Это позволяет прогнозировать простой какого-либо ресурса в определённый промежуток времени и принимать меры для его оптимального использования.

  • Оптимизировать загрузку производства. Это помогает заранее бронировать ресурсы для проектов.

  • Рационально распределять ресурсы для новых проектов. Вы можете оценить, готовы ли начать новый проект в ближайшие сроки или потребуется поиск дополнительных ресурсов. Если вы работаете с распределёнными командами, это может включать выкуп ресурсов из других команд или поиск качественного аутсорса.

  • Прогнозировать финансовые поступления. Это даёт возможность управлять бюджетом, снижать кассовые разрывы и планировать инвестиции в развитие.

Все это в совокупности помогает принимать взвешенные стратегические решения и обеспечивать стабильный рост компании.

Наш инструментарий

Эффективность планирования продаж зависит от используемых инструментов. А их выбор зависит от выбранных стратегий и алгоритмов. Современные инструменты дают минимальную погрешность, это путь к созданию точного и реалистичного прогноза продаж. Вот какие инструменты мы используем в Uplab.

  • Кастомизированный Битрикс24

  • Ресурсное планирование

  • Финансовое планирование

В UpLab мы используем CRM-систему Битрикс24, которую значительно доработали под наши специфические потребности, чтобы эффективно планировать продажи. Она выступает как источник данных, которые мы используем для дальнейшей работы в других инструментах.

Подробнее о том, как с помощью CRM собирать контакты и формировать базы данных состоявшихся и потенциальных покупателей, мы рассказывали в отдельной статье.

Основные параметры для планирования

Выбор параметров для планирования продаж зависит от специфики бизнеса и продукта, инструментов, численности команды. Но есть четыре параметра, которые важно учитывать в любом плане. Поэтому перед началом планирования убедитесь, что они поддерживаются в актуальном состоянии.

  1. Стоимость проекта (бюджет). Точное понимание бюджета каждого проекта позволяет прогнозировать общий объем продаж и финансовые поступления.

  2. Плановая дата завершения сделки. Помогает прогнозировать загрузку команды и координировать сроки выполнения.

  3. Вероятность заключения сделки. Мы оцениваем вероятность в процентах, что позволяет точнее прогнозировать реальные продажи.

  4. Тип работ. Этот пункт подразумевает понимание, какие услуги и какой тип ресурсов продаёт компания. Например, Uplab — компания-разработчик сайтов и цифровых сервисов, но у нас есть и другие услуги. В их числе:

  • разработка под ключ;

  • только дизайн;

  • брендинг;

  • фронтенд- и бэкенд-разработка.

Работы имеют разную стоимость, и в них вовлечены разные специалисты, труд которых имеет неодинаковую цену. Поэтому при планировании очень важно правильно определить тип работ и оценить их объем.

От вероятности к планированию ресурсов

Когда вероятность заключения сделки достигает 50% и выше, данные по этому проекту должны попасть в ресурсное планирование. Вот источники данных, на которые мы в Uplab опираемся при дальнейшем планировании.

  • Детальная смета с указанием всех типов работ и их объёма.

  • Предварительный план-график реализации проекта с чётким пониманием сроков начала и завершения каждого этапа.

Эти артефакты позволяют составить план загрузки производства — в какой момент, какой ресурс и в каком объёме потребуется. Так видна загрузка ресурсов не только по фактически реализуемым проектам, но и с учётом будущих продаж. Это позволяет быть готовыми к старту проекта сразу после заключения договора, что значительно сокращает время от продажи до начала работ.

Планирование финансовых поступлений

Финальный этап нашего процесса планирования продаж — это прогнозирование финансовых поступлений. Планирование финансовых поступлений критически важно для планирования продаж, поскольку оно обеспечивает прогнозируемость денежного потока. Без него сложно своевременно оплачивать счета и управлять рисками. Точный прогноз поступлений является основой для принятия обоснованных управленческих решений.

Планирование финансовых поступлений критически важно для:

  • Управления cash flow (движением денежных средств в компании за определенный период). Зная, когда и сколько денег поступит, компания может эффективно управлять своими активами, планировать платежи поставщикам и кредиторам, избегая просрочек и штрафов. Точный прогноз cash flow позволяет прогнозировать поступления денежных средств в определенные периоды и благодаря этому оптимизировать ликвидность и предотвратить дефицит денежных средств.

  • Планирования инвестиций в развитие. Без точного прогноза будущих поступлений сложно определить объем средств, которые можно направить на развитие бизнеса — на покупку нового ПО и оборудования, расширение производства, маркетинговые кампании, найм новых сотрудников. Надежный прогноз поступлений позволяет принять обоснованные решения о масштабе инвестиций и оценить их рентабельность. Недостаток планирования может привести к недостаточному финансированию перспективных проектов или к перерасходу средств на неэффективные инвестиции.

  • Обеспечения стабильной работы компании, которая напрямую зависит от её финансового здоровья. Точный прогноз позволяет своевременно выявлять потенциальные проблемы с ликвидностью, принимать превентивные меры и избегать финансовых кризисов. Это позволяет сохранять доверие партнеров, инвесторов и сотрудников, обеспечивает платежеспособность компании и создает устойчивую основу для её долгосрочного развития. Без такого планирования компания рискует стать неплатежеспособной и потерять конкурентные преимущества.

На основе данных, которые мы перечислили выше (стоимости проекта, вероятности заключения сделки и плановых датах завершения этапов) мы в Uplab можем достаточно точно спланировать, когда и какие суммы поступят на счёт компании.

Почему планирование важно для руководителя отдела продаж

Задача каждого руководителя — эффективное управление доверенной ему областью. Чтобы хорошо управлять продажами не только в IT-компании, но и в любом другом бизнесе, важно мыслить стратегически. Вот какие аргументы в пользу планирования приводит Диана Олейник, руководитель отдела продаж Uplab.

Если я вижу просадку поступлений в определённый промежуток времени, а также ряд сделок с вероятностью 30−40% заключения, я могу усилить работу над этими сделками. Например, предложить специальные условия или провести дополнительные пресейл-активности. Повысить лояльность клиента хорошо помогают бесплатные консультации или демонстрации.

Если прогнозируется простой какого-то ресурса, это сигнал для акцента на его продаже. Например, возникла ситуация, что команда дизайнеров недогружена. Со своей стороны мы можем предпринять шаги, чтобы этот ресурс стал более востребован: искать тендеры, соответствующие данному типу работ (в нашем примере это дизайн, брендинг, фирменный стиль); предложить этот ресурс клиентам или партнёрам по сниженной цене: например, объявить специальную цену на создание брендбука.
Диана Олейник
руководитель отдела продаж
Uplab

Преимущества системного подхода

Системный подход к планированию продаж предлагает ряд значительных преимуществ перед хаотичным или фрагментарным подходом. Он объединяет все аспекты процесса продаж в единую, согласованную систему. Это устраняет дублирование усилий, разрывы в коммуникации и неэффективное использование ресурсов.

Благодаря планированию продаж мы:

  • минимизируем риски нехватки ресурсов;

  • обеспечиваем равномерную загрузку команды;

  • прогнозируем доходы, что помогает в стратегическом управлении бизнесом;

  • быстрее реагируем на изменения рынка.

Если прогнозирование продаж настроено хорошо, все отделы (маркетинг, продажи, обслуживание клиентов) работают согласованно, увеличивая общую эффективность.

Вместо саммари

Планирование продаж — это стратегический инструмент, который при правильном использовании становится мощным драйвером роста для digital-агентства. Важно внедрить систему, которая позволит отслеживать параметры сделки на каждом этапе и интегрировать их в общий процесс управления.

Внедрение такой системы планирования продаж потребовало от нас значительных усилий и времени. Однако результаты полностью оправдали вложения. Мы получили инструмент, который позволяет нам:

  • Точнее прогнозировать финансовые показатели;

  • Эффективнее управлять ресурсами;

  • Быстрее реагировать на изменения рынка.

Также переход на новую систему потребовал изменений в культуре компании, включая обучение использованию специальных инструментов планирования. Но полученная выгода полностью окупает эти усилия и затраты.

Расскажите
о вашем проекте