Блог

Key Account Manager — менеджер по работе с ключевыми клиентами

9 октября 2024
7 мин. 2281
image
image
Елена Андреева редактор-копирайтер
Key Account Manager — менеджер по работе с ключевыми клиентами

У каждой компании есть клиенты, которых особенно не хочется терять. И речь не всегда о заказчиках, приносящих крупную прибыль. Их называют «випами», «ключевыми», «key», «кейкаунт» или «золотыми», а в построение отношений с ними вкладывают больше усилий. Есть специальная должность: КАМ (расшифровывается как «Key Account Manager»), по-русски — менеджер по работе с ключевыми клиентами. Что он должен делать, чем отличается от простого менеджера по продажам, нужен ли этот специалист вашей компании и как его найти? Все ответы в этой статье.

Кто относится к ключевым клиентам

Ключевой клиент (на английском «key client», «key account» или «key customer») — термин, который в большей степени относится к сфере В2В (расшифровка аббревиатуры — «бизнес для бизнеса», то есть компании, клиентами которых являются юридические лица). «Випом» может быть признан не только тот клиент, который приносит компании больше всего денег — имиджевая и технологическая выгода тоже важна. Поэтому часто компании считают важными известные бренды, работающие с ними, а также лидеров отрасли с высокими стандартами. Клиенты, которые пока не сделали крупных заказов, но платежеспособны и заинтересованы, тоже могут попасть в разряд ключевых. Подводя итог, ключевыми считают тех клиентов, которые приносят или могут в перспективе принести компании крупную выгоду.

К ключевым клиентам можно отнести:

  • лояльных заказчиков, приносящих большой доход;
  • заинтересованных крупных заказчиков;
  • лояльных заказчиков, которые обладают хорошим потенциалом к росту;
  • авторитетные в отрасли компании и известные бренды;
  • клиентов — экспертов отрасли, которые делятся знаниями и помогают поднять уровень компетенций компании;
  • заказчиков, готовых тестировать новые идеи и продукты.

Бизнесы стремятся установить с ключевыми клиентами долгосрочные отношения и повышать их лояльность: во многих случаях это проще и выгоднее, чем постоянно привлекать новых партнёров. Кроме того, в ситуации, когда основную прибыль обеспечивает постоянный пул клиентов, у компании есть финансовая стабильность.

Один из способов удержать важных клиентов — выделить для работы с ними специальную штатную единицу. Эта должность — key account manager (КАМы), или менеджеры по работе с ключевыми клиентами.

Кто такой KAM и чем он важен для компании

Key Account Manager (KAM) — это специалист, отвечающий за управление взаимоотношениями с ключевыми клиентами компании. Это высококвалифицированный менеджер, который фокусируется на долгосрочных стратегических партнерствах с наиболее важными клиентами, обеспечивает их удовлетворенность и лояльность.

Главная задача такого менеджера — добиться, чтобы партнёры компании, закрепленные за ним, были полностью довольны и сервисом, и продуктами. КАМ выступает в роли представителя компании в общении с клиентом, учитывает его запросы и обеспечивает заключение соглашений. Такие специалисты нужны в B2C и B2B-сферах, в онлайн-торговле, на рынке розничной торговли и других областях.

Кей аккаунт менеджер, как правило, занимает позицию в отделе продаж или маркетинга, либо в отдельном подразделении, отвечающем за работу с ключевыми клиентами. Он может подчиняться руководителю отдела продаж, директору по маркетингу или руководителю направления, связанного с деятельностью ключевых клиентов.

Key Account Management предполагает все аспекты взаимодействия со «своим» клиентом, включая продажи, обслуживание, маркетинг и логистику. Это глубокое погружение в потребности и запросы: нужно изучать бизнес-процессы, цели и задачи, чтобы предложить оптимальные решения. Работа КАМа имеет долгосрочные цели и стратегии.

Похожие профессии

Важно отличать KAMа от менеджера по работе с клиентами и менеджера по продажам.

  1. Менеджер по работе с клиентами (Account Manager) фокусируется на обслуживании существующих клиентов.
  2. Менеджер по продажам (Sales Manager) ориентирован на привлечение новых клиентов и увеличение продаж.
  3. Key Account Manager сосредоточен на стратегическом развитии отношений с ключевыми клиентами, понимании их бизнес-потребностей и разработке индивидуальных решений, которые выходят за рамки стандартных предложений.

Рынок кадров в 2024 году

По информации, размещенной на сайте РБК, дефицит квалифицированных специалистов в России продолжает расти. Низкий уровень безработицы и высокая загруженность персонала берут своё. Журналисты, ссылаясь на данные Центробанка РФ, отмечают падение уровня кадрового обеспечения за последние четыре года до рекордно малого уровня.

Согласно статистике Росстата, в апреле текущего года уровень безработицы составил всего 2,6%, что является историческим минимумом. О вакансиях на рынке труда: в марте 2024 года их число увеличилось на 44% по сравнению с предыдущим годом, а конкуренция за них сократилась на четверть.

Поэтому с каждым годом работодателям всё сложнее найти хорошего KAMа, потому что как только такой специалист появляется на рынке труда, он быстро находит работу. Если закрыть вакансию не удаётся, обратите внимание на сотрудников собственной компании на похожих должностях: возможно, их заинтересует новая возможность для каьеры. Хорошие специалисты могут получиться из торговых представителей и менеджеров по работе с клиентами, ведь они уже знают и клиентов, и продукт и могут добиться отличных результатов собственными методами. Хотя некоторые компетенции, такие как составление отчетов, презентаций или коммерческих предложений, сотруднику придется «прокачать».

Обязанности кей аккаунт менеджера

Поговорим о компетенциях подробнее. В обязанности key account manager входит общение с главными заказчиками компании. Также, в зависимости от должностных инструкций компании, он может заниматься:

  • Разработкой индивидуальных планов продаж;
  • Проведением встреч и презентаций;
  • Проведением коммерческих переговоров и заключение договоров;
  • Составлением коммерческих предложений;
  • Продвижением новых продуктов;
  • Ведением закрепленной базы клиентов;
  • Поиском новых заказчиков.

По статистике, собранной нами на сайте Headhunter.ru, чаще всего работодатели требуют от потенциального КАМа успешный опыт продаж, коммуникабельность, знание рынка, готовность учиться, ответственность, инициативность, наличие собственного портфеля контактов, аналитические способности; в редких случаях — знание иностранного языка и умение работать с воронкой продаж. Такой обширный список требований и компетенций оправдан, ведь у Key Account Manager действительно ответственная роль.

Значение Key Account Manager для компании

  • Увеличение прибыли. Менеджер по работе с ключевыми клиентами фокусируется на клиентах, которые приносят наибольший доход, что способствует увеличению прибыли компании.
  • Укрепление позиций на рынке. Установление долгосрочных партнерств с ключевыми клиентами повышает узнаваемость бренда и укрепляет позиции компании.
  • Повышение лояльности клиентов. Этому способствует индивидуальный подход и специальный сервис.
  • Снижение текучести клиентов. Кей аккаунт менеджер работает над тем, чтобы привилегированные клиенты надолго оставались с компанией.
  • Получение обратной связи. KAM собирает информацию о потребностях и ожиданиях ключевых клиентов, что позволяет компании совершенствовать свои продукты и услуги и удерживать ценных партнёров.

Как оценить кандидата: инструкция для HR

Если путь «вырастить специалиста внутри компании» вам по каким-то причинам не подходит, закрывать вакансию придётся классическим методом: рассматривая резюме и проводя собеседования. Обобщим, на что стоит обратить внимание во время интервью с кандидатом и какие признаки указывают на то, что перед вами хороший кей аккаунт менеджер.

Изучение отклика или резюме

В первую очередь — расшифровка резюме. Оцените опыт работы кандидата в сфере продаж, особенно в В2В-сегменте. Обратите внимание на длительность работы менеджера в предыдущих компаниях.

Изучите также сопроводительное письмо, чтобы проанализировать мотивацию кандидата. Если в нём не указаны причины, по которым соискатель заинтересован в данной вакансии и компании, этот вопрос стоит задать на интервью.

Образование — тоже важный пункт. Профильный диплом вуза (экономика, менеджмент, маркетинг) или курсы повышения квалификации в сфере продаж и управления обязательны для кандидатов на позицию Middle или выше.

Интервью

На этапе беседы с кандидатом важно проверить главные компетенции и убедиться, что они соответствуют вашим требованиям. Вот список основных навыков менеджера по работе с ключевыми клиентами middle-грейда и советы о том, как можно их оценить.

  1. Управление взаимоотношениями с клиентами. Задайте вопросы о методах построения долгосрочных отношений с заказчиками, опыте решения конфликтных ситуаций, умении выявлять потребности клиентов и предлагать решения.
  2. Переговоры и презентации. Обсудите кейсы из практики менеджера и убедитесь, что он уверенно чувствует себя в ведении переговоров, презентации продуктов и услуг, преодолении возражений клиентов.
  3. Аналитические навыки. Задайте вопросы, связанные с анализом рынка, конкурентов, потребностей клиентов, планированием и прогнозированием.
  4. Управление продажами. Расспросите менеджера об опыте разработки и реализации стратегий, управления проектами, контроля выполнения планов. Плюсом для кандидата будет рассказ об успешных кейсах.
  5. Коммуникативные навыки. Обратите внимание на манеру общения кандидата, его умение ясно и структурировано излагать свои мысли, владеет ли он навыком активного слушания.
  6. Знание иностранного языка (если это необходимо). Попросите предъявить сертификаты о знании языка или проверьте способности соискателя на практике.

Тестовое задание

Этот этап лучше проводить с руководителем отдела, который подберёт подходящие тесты и оценит компетенции менеджера. Тесты могут быть как ситуативными (проведенными прямо во время интервью), так и отложенными: задание, которое кандидат выполнит дома.

Ситуативный тест может быть связан с типичными проблемами Key Account Manager — такими как потеря клиента, конфликт с клиентом, необходимость увеличения объемов продаж. Кандидат должен предложить аргументы для диалога с клиентом или план действий для разрешения ситуации.

Если одно из требований вакансии — знания о рынке или отрасли, их также можно проверить с помощью теста.

«Домашним» тестовым заданием кей аккаунт менеджера может стать план увеличения продаж, тезисы для презентации или коммерческое предложение.

Грейды и карьерные перспективы KAM

Многие компании, особенно в сфере IT, используют систему грейдов, чтобы оценивать навыки специалистов и определять уровень зарплаты, на который они могут претендовать. Но не всегда эта система распространяется на менеджеров. Если в компании существуют грейды для менеджеров, необходимо прописать их и для KAM, указав нужные компетенции. В этом поможет схема навыков, в которую можно внести hard skills, soft skills и знание отрасли. Например, если ваши ключевые клиенты — компании-разработчики, KAM должен представлять процесс разработки ПО и владеть терминологией.

Также важно продумать пути роста специалиста, поскольку этот вопрос часто звучит на собеседовании. Кроме того, привлекательный карьерный трек — хороший способ мотивации для кандидата. Вот направления, в которых может идти развитие менеджера по работе с ключевыми клиентами:

  • Горизонтальный рост. Перевод на управление более обширным портфелем клиентов, расширение сферы обязанностей.
  • Вертикальный рост. Повышение кей аккаунт менеджера в грейде или рост до руководителя отдела.
  • Перевод в смежные области с повышением оклада. Например, на позиции, связанные с маркетингом, бизнес-развитием, управлением продуктами, стратегическим планированием.

Саммари

  1. KAM, расшифровка аббревиатуры «Key Account Manager», переводится как «менеджер по работе с ключевыми клиентами». Это специалист, отвечающий за управление взаимоотношениями с ключевыми клиентами компании.
  2. Ключевым может быть признан не только тот клиент, который приносит компании больше всего денег, имиджевая и технологическая выгода тоже важна.
  3. KAM фокусируется на клиентах, которые приносят наибольший доход, и работает над тем, чтобы установить с ними долгосрочное партнерство. Его обязанности могут включать персональные коммерческие предложения, планы продаж, презентации новых продуктов, сбор обратной связи.
  4. Закрыть вакансию Key Account Manager бывает непросто. Но его можно «вырастить» из торгового представителя или менеджера по продажам.
  5. В перспективе KAM может вырасти от джуниор-менеджера до специалиста с более высоким грейдом (middle или senior), руководителя отдела, вплоть до Executive Manager — исполнительного директора. Или эксперта в смежной отрасли: например, маркетинге.

Расскажите
о вашем проекте