Сотрудники в бизнесе — это важный ресурс, от которого в большей степени зависит получение прибыли компании. Развитие сотрудников — это быстро окупаемая инвестиция, так как они становятся более мотивированными, получают новые навыки и работают гораздо эффективнее. Задача эйчара — верно направить сотрудника по пути профессионального роста, и для этого удобно использовать ИПР — индивидуальный план развития сотрудника.
Обучение сотрудников организации — это повышение компетенций персонала организации. Корпоративное обучение помогает решить ряд важных бизнес-задач:
Рост производительности труда: сотрудники, у которых лучше развиты профессиональные навыки, быстрее справляются с рабочими задачами.
Улучшение качества работы и снижение количества ошибок: развитие компетенций сотрудников помогает достигать лучших результатов.
Укрепление корпоративной культуры и лояльность сотрудников: исследования на предприятиях показали, что сотрудники, с которыми регулярно проводилось обучение и развитие, чувствовали себя удовлетворенными, улучшилась их мотивация и отношение к начальству, что влияло и на производительность труда.
Привлечение и удержание талантов: компании, у которых в приоритете развитие сотрудников, и для этого создана система обучения, привлекают талантливых и амбициозных специалистов.
Преодоление кадрового дефицита: при отсутствии нужных кадров на рынке труда развитие потенциала сотрудников дает возможность «вырастить» нужные кадры самостоятельно.
Улучшение позиций на рынке: компании, предоставляющие возможность профессионального развития сотрудников, как правило, отличаются высоким уровнем компетентности и мотивации персонала, а также большей готовностью к вызовам и сложным задачам.
Внедрение инноваций и адаптация к изменениям: рынок быстро меняется, особенно это касается сферы IT, но и остальным участникам приходится подстраиваться и быстро осваивать новые технологии: обучение и развитие персонала позволяет идти в ногу со временем. Если раньше на новые должности подбирали новичков с нужными компетенциями, то сейчас стало очевидным, что компании выгоднее самостоятельное обучение сотрудников для собственных целей.
Таким образом, нельзя переоценить роль развития сотрудников для повышения конкурентного уровня компании: это улучшает конечный результат труда. Выигрывают те компании, у которых в приоритете непрерывное развитие персонала: они всегда на пике современных технологий, первыми приспосабливаются к новым трендам.
ИПР, или индивидуальный план развития — это специальный документ, где определены цели и задачи развития сотрудника, методы обучения и другие способы достижения этих целей, время их достижения и критерии оценки результатов. ИПР составляется совместно сотрудником и руководителем или эйчаром. Это полезный инструмент, который используется при повышении квалификации и помогает достигать поставленных целей.
Чтобы ИПР действительно способствовал мотивации и развитию сотрудников, его обязательно составляют в письменном виде, фиксируя цели и конкретные действия по их достижению. Это гораздо продуктивнее, чем дать план развития в устной беседе.
Если индивидуальный план составлен правильно, то он действительно полезен для развития персонала. Структура ИПР обычно включает в себя следующие пункты:
Цели и задачи обучения сотрудников, важные как для компании, так и для каждого специалиста;
Список компетенций: какие уже есть, а какие нужно развить;
Методы обучения персонала для достижения поставленной цели;
Сроки достижения целей;
Критерии оценки полученного результата.
ИПР разрабатывается самим сотрудником для себя по итогам оценки его знаний и навыков. Ему может помочь непосредственный руководитель: направить, научить выстраивать работу с ИПР как инструментом профессионального развития. Косвенно в этом помогает HR-специалист предприятия: его задача — внедрение ИПР как командного инструмента для мотивации и дальнейшего обучения сотрудников.
Примеры целей для ИПР: общее повышение квалификации, приобретение новых профессиональных навыков, развитие личностных качеств — коммуникативных навыков, лидерства, самоконтроля.
Работа по созданию и внедрению индивидуальных планов развития сотрудников проводится поэтапно:
1. Постановка целей: краткосрочные — на 3-6 месяцев, долгосрочные — на 1-3 года. При постановке целей обучения и развития можно использовать метод SMART. Согласно ему, цели должны быть:
конкретные (specific);
измеримые (measurable);
достижимые (achievable);
актуальные (relevant);
запланированные на конкретное время (time-bound).
Пример краткосрочной цели: познакомиться с языком программирования python, срок — 2 месяца. Долгосрочная цель: стать python-разработчиком, срок достижения — 2 года.
2. Анализ текущей ситуации. Определение сильных и слабых сторон сотрудника, его возможностей и ограничений. Удобно применять для этого метод SWOT (strengths, weaknesses, opportunities, threats).
3. Стратегия развития, определение конкретных мероприятий: обучающие курсы и вебинары, чтение профессиональной литературы, практика и стажировки, участие в тематических мероприятиях по обмену знаниями и опытом.
4. График мероприятий, включающий сроки достижения каждого этапа. Полезен для самоконтроля и мотивации. Удобно использовать для составления расписания планировщик или календарь.
5. Оценка результатов. Включает в себя также оценку промежуточных результатов и коррекцию процесса. ИПР периодически пересматривают и меняют, так как на пути развития возможны изменения, из-за которых потребуется внести корректировки в первоначальный план.
По способу организации обучение бывает внутренним, когда в качестве преподавателей выступают сами сотрудники или руководство компании, и внешним, с привлечением сторонних организаций.
Направления обучения:
Развитие профессиональных умений — Hard Skills;
Тренинг личностных, коммуникативных навыков — Soft Skills;
Внедрение корпоративных ценностей, знакомство с политикой компании и корпоративной культурой.
Методы развития сотрудников в компании разделяют на три группы: директивные, дистанционные и личностные.
Воздействие на обучающегося происходит лично, со стороны преподавателя или ментора, при непосредственном взаимодействии. К этой группе относятся:
Лекции — донесение информации сразу до многих сотрудников организации, при этом отсутствует обратная связь;
Семинары — близки по формату к лекциям, но включают также обсуждение, практические занятия;
Наставничество, или коучинг — опытный сотрудник делится информацией с новичками и помогает им освоиться в профессии;
Тренинги — направлены на обучение сотрудников конкретному навыку, например, тренинги продаж;
Секондмент — это перевод сотрудника на время в другой отдел, чтобы он обучился новым навыкам.
Эффективность директивных методов проверена временем, но они требуют больших временных и трудовых затрат.
Представляют собой обучение сотрудников компании онлайн, более просты и удобны, чем директивные, так как необязательно личное присутствие преподавателя, возможно использование записей в видеоформате. К ним относятся:
Онлайн-обучение персонала — в свободном формате или на специальных обучающих площадках;
Онлайн-конференции и вебинары — позволяют обучаться у лучших экспертов из любой точки мира;
Видеокурсы — не ограничивают во времени, можно пересматривать материал, удобны для самостоятельного обучения персонала.
Недостаток онлайн-методов — зависимость от качества связи, кроме того, они подходят только для сотрудников, уже обладающих некоторыми техническими навыками.
Личностный подход понимает развитие сотрудников как их собственную ответственность, они сфокусированы на самостоятельном обучении и внутренней мотивации.
К этой группе методов относятся:
Самостоятельное обучение, предмет и методы выбирает сам сотрудник, результаты контролирует HR;
Круглые столы, обсуждения, профессиональные встречи для обмена опытом (конференции, хакатоны и т.д.);
Ротация — перемещение сотрудников между отделами, где они самостоятельно получают новый опыт и делятся с другими.
Личностные методы предполагают высокую осознанность и минимальный внешний контроль.
При составлении ИПР для сотрудника важно понять его будущую роль: куда и как он хочет расти. Возможные перспективы: эксперт, руководитель или менеджер проекта.
Эксперт — предполагает горизонтальный рост и углубленное изучение профессиональной темы. Для получения экспертности требуются эксклюзивные знания и умения, этот уровень профессионализма предполагает большую ответственность за конечный продукт. Главный мотиватор для эксперта — достижение мастерства и высокий уровень результатов труда.
Руководитель — предполагает вертикальный рост и развитие управленческих навыков. Мотиваторы — готовность отвечать за других и результат командной работы.
Менеджер проекта — «диагональный рост». Эта должность включает в себя и навыки управления, и углубленное знание бизнес-процессов, а также умение выстраивать взаимосвязи между отдельными структурами компании и координировать их работу. Мотиваторы — профессиональные амбиции, социальные взаимодействия, принятие вызова и работа в режиме неопределенности, многозадачность.
Руководству компании принадлежит главная роль в организации систематического непрерывного обучения. Система будет эффективной только в том случае, если налажена взаимосвязь руководителя и HR-специалистов. Вместе им нужно выбрать наиболее важные рабочие процессы и практики, которые будут применяться для повышения мотивации и производительности труда. Руководитель также должен:
Определить ценности компании, которые должны транслироваться при обучении;
Обеспечить необходимые ресурсы для внедрения системы развития;
Контролировать разработку ИПР, давать обратную связь, организовать менторинг;
Поддерживать и мотивировать подчиненных, в том числе и собственным примером.
Руководитель устанавливает цели в соответствии с ценностями и задачами компании, и он же определяет критерии оценки.
Распространенные критерии достижения положительного результата:
Повышение KPI;
Применение персоналом полученных знаний в работе;
Повышение мотивации и инициативности сотрудников;
Улучшение результатов деятельности компании в целом;
Удовлетворенность руководства и сотрудников полученным результатом.
Обучение сотрудников в компании должно помогать решать проблемы, возникающие на разных этапах их профессионального становления:
Начало работы. Обычно сотрудник, только что пришедший на новое рабочее место, сильно мотивирован, но ему не хватает опыта, а также знания корпоративной культуры. В данном случае, обучение персонала — это помощь в адаптации на новом месте, онбординг — введение в рабочий процесс.
Отсутствие мотивации и уверенности в себе. С этой проблемой сталкиваются сотрудники, проработавшие уже какое-то время в компании, но не умеющие справляться со сложными задачами. Обучение сотрудников — это приобретение новых знаний и улучшение навыков, вместе с которыми повышается и мотивация.
Интерес и мотивация к развитию. У сотрудников с опытом работы появляется интерес развиваться дальше, важно вовремя поддержать его, так как на начальном этапе он нестабилен. Непрерывное развитие сотрудников — это гарант неизменно высокой мотивации.
Максимальный уровень опыта. У сотрудника, который работает в компании давно, много разнообразных знаний и есть опыт решения самых разных задач, но ему больше некуда расти. Такому сотруднику можно предложить выйти на новый уровень и попробовать непривычную для себя деятельность — например, стать руководителем, или обучать других.
Для поддержания высокой мотивации важно мониторить, на каком этапе находится каждый сотрудник, и организовать непрерывный процесс обучения сотрудников в организации. ИПР может в этом помочь, если правильно его составить, прописать в нем достижимые цели и критерии оценки результатов.
Обучение сотрудников организации помогает повысить их мотивацию и производительность труда в целом.
ИПР — это специальный документ, в котором прописаны цели индивидуального развития сотрудника, способы их достижения и критерии оценки результата.
Развитие персонала достигается разными методами: директивным, дистанционным, самостоятельным, при этом лучшие результаты дает создание системы непрерывного образования.
Руководитель определяет, какие цели должны быть достигнуты, и разрабатывает систему корпоративного развития совместно с HR-специалистами.
При постановке целей должен учитываться этап профессионального развития, на котором находится сотрудник: на каждом из этапов цели и потребности будут различаться.
Комментарии к статье
Комментарии: 0