DataLens — сервис бизнес-аналитики от Яндекс с обширными возможностями анализа и визуализации данных. Многие российские компании сегодня выбирают именно Yandex DataLens, поскольку это инструмент от надежного отечественного разработчика, а большинство интернациональных BI-систем в стране недоступны. Рассказываем об инструменте подробнее и приводим примеры его применения в бизнесе.
Yandex DataLens — это сервис бизнес-аналитики. Он собирает данные из баз данных, хранилищ файлов, ряда сторонних сервисов, а также по API. С помощью алгоритмов облачной обработки и визуализации данных для он создает отчеты и дашборды.
С помощью DataLens можно в наглядном формате получать сведения, например, о поведении и действиях пользователей или работе сотрудников, эффективности рекламы и других маркетинговых мероприятий, отслеживать операционную эффективность компании и многое-многое другое. Разрозненные данные сервис собирает воедино в понятном для восприятия человека виде.
Источниками данных для DataLens служат:
На базе полученных данных DataLens умеет создавать:
Такое наглядное отображение информации позволяет интерпретировать данные и выделять важное, находить закономерности.
Все эти визуальные объекты можно собирать в дашборды — страницы с виджетами. И не простые, а интерактивные, то есть с которыми можно взаимодействовать — фильтровать данные, например, по периоду времени, геопозиции, демографическим показателям, типам товаров или услуг, разворачивать нужные объекты для подробного просмотра информации. При необходимости можно настроить автоматическое обновление для данных в основе DataLens-дашбордов — эта функция доступна в настройках, минимальный параметр составляет 30 секунд.
В аналитическом сервисе Data Lens от Яндекс можно создавать отчеты — pdf-документы с чартами, текстовыми блоками, заголовками и изображениями. Внешний вид документа полностью настраивается пользователем. Готовый отчет можно сохранять и распечатывать, а можно настроить публичный доступ для просмотра другими пользователями онлайн.
SQL-запросы для глубокого анализа. Из большинства источников DataLens получает данные через датасеты. Упрощая, получает весь набор данных, которые содержатся в источнике. Но с реляционными базами данных можно использовать SQL-запросы. SQL — это язык команд для баз данных, который позволяет управлять ими — добавлять, изменять, извлекать, организовывать и обрабатывать данные. Благодаря таким запросам можно получать только нужные данные и строить более сложные запросы.
Готовые функции и инструменты для анализа. Яндекс DataLens может выполнять фильтрацию, сортировку, агрегацию, группировку и визуализацию данных по выделенным признакам. Это позволяет легко ориентироваться в большом массиве данных, не тратить время на поиски и обработку вручную, быстро и эффективно выявлять закономерности и тенденции.
Возможность создания собственных метрик и показателей. Хотя кастомизация стандартных виджетов DataLens недоступна, можно создавать собственные решения. Конструктор вычисляемых полей значительно расширяет стандартные возможности создания показателей.
Многие популярные системы анализа и визуализации данных, например, Power BI от Microsoft, Tableau, Qlik, SAP и Oracle прекратили свою деятельность в России. Хотя некоторые зарубежные сервисы все еще продолжают работать, многие предприятия не хотят рисковать и выбирают российские программные продукты. Для государственных компаний и банков постепенный переход на отечественное ПО и вовсе обязателен по закону. Это делает DataLens востребованным продуктом. Рассказываем, для каких задач бизнеса подходит эта система визуализации и анализа данных.
Анализ эффективности маркетинговых кампаний. С сервисом аналитики Yandex DataLens обзор результатов рекламы становится проще. Наглядно видно, как аудитория реагировала на рекламу и сколько денег это принесло бизнесу — насколько изменилась динамика посещаемости, продаж, выручки и других показателей. Можно понять, насколько окупилась конкретная кампания и какая реклама в целом больше нравится аудитории, и применить эти знания в планировании будущих мероприятий.
Сегментация клиентов и прогнозирование поведения. Анализ данных Yandex DataLens дает возможность сегментировать аудиторию по критериям возраста, пола, дохода, локации, семейного положения, поведения на сайте и многим другим, выявлять скрытые паттерны поведения, формировать индивидуальные предложения и предсказывать будущие потребности.
Оптимизация продаж и увеличение конверсии. На дашбордах в Datalens наглядно видно, какие товары или услуги в какое время и в каких точках (если их несколько) лучше продаются. Доступна статистика по закупкам, остаткам, возвратам. Исходя из этого, можно оптимизировать закупки в плане ассортимента и выбора поставщиков и улучшить распределение товаров.
Мониторинг ключевых показателей бизнеса (KPI). В DataLens представление коллективной или индивидуальной работы через дашборды с KPI позволяет оценивать эффективность выполнения задач и планировать будущие цели.
Анализ эффективности процессов и выявление узких мест. Наглядная аналитика данных Yandex DataLens позволяет быстро найти, на каких этапах и какие именно операции, оборудование или сотрудники тормозят бизнес-процессы и понять, что следует улучшить — изменить организационную структуру, внедрить новые технологии, улучшить коммуникацию персонала, расширить штат, направить сотрудников на обучение.
Оптимизация логистики и управления запасами. Возможности аналитики Yandex DataLens позволяют визуализировать картину состояния складов, производства и логистики, что способствует оперативному реагированию на любые изменения. Можно оперативно отслеживать задержки в перевозках и их причины, оптимизировать маршруты доставки, сокращая расходы на транспорт. Контроль за складскими запасами и анализ исторических данных позволяют лучше планировать спрос и поставки, избегать излишков и дефицита, что снижает финансовые потери.
Анализ финансовых показателей и бюджетирование. DataLens позволяет создавать финансовые модели разной степени детализации, анализировать такие параметры как затраты, продажи, возвраты, разные виды прибыли, визуализировать ключевые показатели в понятной форме. Графики и диаграммы помогут предпринимателю быстро понять, как обстоят дела с бизнесом и какие изменения необходимы.
Выявление тенденций и рисков. Возможности BI помогают организациям предвидеть будущие тенденции, выявлять потенциальные риски и разрабатывать планы действий на случай непредвиденных обстоятельств, делая их более подготовленными к неопределенности.
Автоматизация отчетности. BI инструменты в сервисе DataLens могут генерировать точные и своевременные отчеты, снижая тем самым нагрузку на персонал и минимизируя ошибки из-за человеческого фактора.
Анализ эффективности работы сотрудников. В Yandex DataLens дашборды позволяют визуализировать результаты работы команды или отдельных сотрудников, чтобы отслеживать выполнение KPI. На основе данных принимают решения о премировании, кадровых перестановках, необходимости обучения, ставят реалистичные цели на следующий период.
Планирование и управление персоналом. Дашборды помогают отслеживать динамику найма и увольнения персонала, укомплектованность штата, распределение сотрудников по полу, возрасту и другим параметрам, видеть эффективность работы HR-специалистов, делать выводы относительно успешности новых наймов, понимать, когда сотрудники наиболее часто уходят в отпуска, просят отгулы или болеют и многое другое.
Оценка удовлетворенности сотрудников. Data Lens — это удобный инструмент, чтобы визуализировать результаты разнообразных опросов персонала, сопоставлять их с результативностью работы этих сотрудников и принимать решения о необходимых изменениях.
Простота использования и интуитивный интерфейс. Платформа визуализации и анализа данных DataLens — это решение, рассчитанное на массового пользователя даже без опыта в сфере аналитики. Для тех, кто хочет более подробно разобраться в работе Yandex DataLens, обзор его возможностей есть в подробной инструкции самого сервиса, также доступен бесплатный курс от Яндекс.Практикума, тематический раздел в блоге Яндекс.Облака и активное сообщество пользователей.
Широкий функционал для анализа данных. У DataLens функции включают различные аналитические операции, в том числе фильтрацию, сортировку, агрегацию и группировку данных по указанным признакам, преобразование больших объемов информации в графики, диаграммы и карты.
Возможность интеграции с другими сервисами Яндекс. DataLens может получать данные из СУБД ClickHouse, Яндекс.Документов, Yandex Query, Metrica,Yandex Cloud Billing,Yandex Monitoring. Это позволяет собирать воедино информацию и работать с ней в единой среде.
Доступность и гибкость ценообразования. Базовая версия с основным функционалом и неограниченным числом пользователей и безлимитным объемом данных доступна бесплатно. Она ориентирована на небольшие компании и некоммерческие проекты, но пригодится и крупным организациям, которые только хотят попробовать продукт.
Для корпоративных онлайн-клиентов есть тариф Business стоимостью 990 рублей в месяц за каждого активного пользователя. Там можно стилизовать сервис под фирменное оформление компании, больше аналитических возможностей, доступна статистика использования и приоритетная поддержка.
Для развертывания внутри локальной инфраструктуры клиента предусмотрен гибридный тариф Enterprise. Он включает все возможности Business тарифа, а также помощь при интеграции, документацию по администрированию, обеспечение закрытого контура и регулярные обновления. Стоимость определяется индивидуально.
Высокая надежность. Инструмент отказоустойчив даже при высоких нагрузках. Например, именно Яндекс DataLens использовался при показе статистики заболеваемости COVID в пандемию, именно он используется при составлении рейтинга актеров и фильмов на Кинопоиске. Аудитория в обоих случаях огромная.
Ограничения для сложных аналитических задач. В сервисе Yandex DataLens есть технические лимиты на некоторые параметры источников данных и визуализаций. Например, один датасет не может включать больше 32 таблиц и более 1200 полей, большинство диаграмм ограничено 75 000 строк, карты — 40 000 строк, обычные таблицы — 100 000 строк, сводные — 100 000 ячеек и 800 столбцов. Это может ограничивать сложные аналитические запросы.
Зависимость от инфраструктуры Яндекс. Yandex DataLens работает в Yandex Cloud и использует для аналитики сервисы Яндекса. Соответственно, при любых серьезных проблемах с этими ресурсами будут сбои и у DataLens.
Необходимость освоения платформы и ее функционала. Интерфейс DataLens Cloud в целом сравнительно простой, и научиться читать и понимать результаты аналитики в нем можно быстро, но чтобы самостоятельно выполнять сложные аналитические запросы в DataLens, необходимо обучение. Но такова специфика любого подобного сервиса.
Комментарии к статье
Комментарии: 0