Блог

Performance review – комплексная оценка работы сотрудников

19 декабря 2024
6 мин. 61
image
image
image
Елена Андреева редактор-копирайтер
image
Полина Наумова HR people partner
Performance review – комплексная оценка работы сотрудников

Лекарство от синдрома самозванца, помощник в построении карьерного вектора, концентрат честной обратной связи от коллег — всё это про «перфоманс ревью», популярный метод оценки сотрудников, а именно эффективности их работы и соответствия занимаемой должности. Возможно, он выглядит как сложная процедура, которая потребует сосредоточенной работы сотрудников HR-департамента, но результат того стоит. В этой статье расскажем, почему мы в Uplab решили внедрить перфоманс ревью и что мы вынесли из изучения лучших практик других компаний. Не обойдётся без подробного разбора метода оценки, с описанием всех его особенностей и подводных камней.

Performance Review: что это?

Помимо перфоманс ревью, существуют и другие способы оценки персонала; среди них знаменитый «метод 360°» (а также «метод 180°»), экспертные оценки, изучение кейсов, компетенций и KPI. Чем же отличается метод performance review, и почему сегодня он становится всё популярнее? Начнем с определения.

Performance review (оценка эффективности работы) — это систематический процесс, в ходе которого оценивается продуктивность сотрудника за определенный период. Метод построен на «оценке 360°», то есть включает как мнение руководителя, так и коллег и подчиненных. Но при этом он более сложный и потому даёт более объемную картину эффективности сотрудника.

В процедуре, которую внедряем мы, есть не только оценка коллег и руководителей, но и «сверка оценок» каждого работника от разных руководителей, а также встреча с начальником наедине, для получения комплексной обратной связи.

Performance Review: как проводить?

В разных компаниях процедура может проходить по-разному, потому что её адаптируют под цели оценки и возможности HR-подразделения. Не все крупные компании практикуют именно перфоманс ревью в качестве оценки эффективности, но те, кто делают это (например, Яндекс), отмечают хорошие результаты.

Мы изучили практики компаний разного масштаба, от небольшого до крупного, и их рекомендации по проведению ревью. И выделили базовые компоненты, из которых оно обычно строится.

Подготовка к ревью. Выбор коллег для оценки

Все участники ревью должны получить информацию о том, как оно будет поводиться. Материалы составляет команда, ответственная за проведение ревью: HR-отдел или специалисты на аутсорсе. Это могут быть презентации, гайды, видео или письма в рассылке, а также встречи: личные или онлайн. У сотрудников должна быть возможность задать вопросы и получить развёрнутые ответы на них.

Если Performance Review проводится на отдельной цифровой площадке, на этом этапе сотрудники должны получить к ней доступ. Также на этом этапе участникам ревью советуют вспомнить проекты, в которых они участвовали за отчётный период: просмотреть документы или задачи по ним, а также определить коллег, с которыми чаще всего сотрудничали.

Self-review

Сотрудник проводит оценку собственной работы: в письменном виде или в формате теста. Селф-ревью должно включать успехи, основные достижения и зоны роста. Если в компании утверждена система грейдов, селф-ревью может включать оценку собственных профессиональных и «гибких» навыков в соответствии с ней.

Важно ответственно подойти к написанию селф-ревью. Это, во-первых, восприятие работы сотрудника: отталкиваясь от селф-ревью, можно указать, где он себя переоценивает или в каком направлении недооценивает. Во-втроых, это возможность проанализировать свои результаты и порефлексировать.
Дмитрий Глумов
дизайн-директор Uplab

Оценка коллегами друг друга

Метод Performance Review основан на «оценке 360°», что значит «со всех сторон»: как от коллег, так от руководителя и подчинённых. И оценка коллег здесь имеет большое значение, при этом занимает достаточно много времени. Каждый сотрудник пишет персональные отзывы для 3-5 своих коллег, оценивая работу в совместных задачах и проектах. Важно на конкретных примерах оценить результат и качество работы, «гибкие» навыки, эффективность взаимодействия. Чем больше фактов будет приведено, тем проще руководителю выставлять финальную оценку и подводить итоги. В советах по написанию отзыва HR-специалисты говорят о том, что важно сравнить ожидания и реальность от работы коллеги, а также выполнение им сроков. Для некоторых должностей отзывы могут писать также и клиенты: такой опрос проводится отделом клиентского сервиса.

Отзывы коллег — важная часть перформанс ревью, но часто и один из самых сложных этапов. Мы постарались донести до всех сотрудников, что ключевым принципом процесса является анонимность обратной связи: только руководитель сотрудника будет знать, кто оставил отзыв. Этот момент важен, чтобы фидбек был откровенным и конструктивным, а не выглядел как пожелания на день рождения.

Кроме того, мы предоставили сотрудникам возможность самим выбрать коллег, от которых они хотели бы получить обратную связь. Руководители модерировали списки, чтобы мнения сотрудников были разнообразными и охватывали разных специалистов, исключая вариант составления списка только из тех, с кем сотрудник поддерживает хорошие отношения.
Полина Наумова
HR people partner в Uplab

Оценка подчиненных и руководителей. Получение оценок от них

Помимо мнения коллег, в сценарии Performance Review есть и обратная связь для подчинённых и руководителей. Как правило, каждый участник пишет отзыв для своего непосредственного руководителя. А руководители подразделений оценивают каждого из подчиненных. Главная цель — дать честную и объективную оценку эффективности руководителя, его управленческих и организационных навыков, а также оценить его взаимодействие с командой.

В этом отзыве также важно приводить конкретные примеры: сотруднику нужно показать, как руководитель проявлял свои компетенции в реальных рабочих ситуациях; как стиль руководства влиял на работу сотрудника и команды; насколько оперативно руководитель помогал решать вопросы, обеспечивал ли своевременную и качественную обратную связь, поддерживал ли в достижении целей. Чем больше конкретных примеров и фактов в отзыве, тем объективнее можно будет оценить вклад руководителя в результаты команды.

Эти отзывы также пишутся анонимно, их видит только руководитель вышестоящего уровня.

Оценки по формальным критериям

Сотрудник получает балл, рассчитанный по итогам «оценки 360°» или выставленный руководителем. Это первичная оценка, которая может измениться. В ней учитываются hard и soft skills сотрудника.

Личная встреча с руководителем («one-to-one»)

Руководитель и сотрудник проводят встречу, цель которой обсудить следующие вопросы:

  • итоговая оценка и результаты работы;
  • обобщенная обратная связь коллег о работе сотрудника в отчетном периоде;
  • план действий по улучшению результативности, если необходимо;
  • составление ИПР для развития ключевых навыков.

Финальные оценки

Между командами проходят калибровочные сессии. Руководители встречаются, чтобы обсудить вклад каждого участника команды. Этот помогает руководителям синхронизироваться, выровнять оценки и объективно оценить каждого сотрудника в контексте всей компании. По итогам этих встреч сотрудники получают итоговые баллы Performance Review.

Общий план и порядок ревью

Порядок действий и срок их реализации в разных компаниях может отличаться. Например, в одних регламентах оценка от коллег и руководителя объединена и входит в один этап, а в других, наоборот, в разные. Встреча с руководителем также может проходить и в середине, и в финале ревью. Также ревью может включать не все этапы, перечисленные нами. Но неизменно одно: Performance Review в IT и других сферах — достаточно сложный процесс, в который вовлечены все сотрудники и руководители. Однако его результаты определённо стоят потраченного времени. Расскажем подробнее про бенефиты этого процесса и конкретно про наши цели и ожидания.

Зачем мы проводим Performance Review

В Uplab мы запланировали наш первый цикл Performance Review осенью/зимой 2024 года и сейчас находимся в процессе. В дальнейшем мы планируем сделать практику регулярной и проводить оценку эффективности каждые 6 месяцев.

Ревью — это возможность выиграть для двух сторон: и для компании, и для работника. Для сотрудника польза в том, что он может поделиться проблемами, рассказать, куда он хочет расти, спланировать своё возможное развитие в дальнейшем, в том числе и повышение зарплаты.

Для Uplab это возможность выращивать каждого специалиста, понять, куда он хочет расти, направить его, решить его проблемы, чтобы компания и сотрудник были комфортны друг другу. Каждому из нас иногда не хватает обратной связи в работе. И, как у многих профессионалов в IT, у наших сотрудников случаются проблемы с выгоранием, «синдромом самозванца» или сложности с валидацией своего труда и навыков. Performance Review подсвечивает сильные и слабые стороны и указывает, как развить свои навыки и улучшить эффективность.

Бизнес-цели, которые мы отметили

Что такое Performance Review? Это не только о развитии персонала, но и о повышении эффективности работы компании. Вот какие бизнес-цели мы поставили для себя.

  • Повысить производительность труда через профессиональное развитие сотрудников и прийти к росту производительности и прибыли компании.
  • Сохранять эффективную команду: удерживать ценных сотрудников благодаря регулярной обратной связи. Снизить текучесть кадров.
  • Создать культуру обратной связи. Регулярные Performance Review в работе с персоналом способствуют формированию культуры открытой обратной связи, которая важна для успешного развития бизнеса.

По итогам года мы проанализируем, удалось ли достичь этих целей, и определим, какую роль в их достижении играет Performance Review.

Что происходит по итогам ревью

После того, как цикл Performance Review завершен, у руководителей и HR-специалистов появляется подробная и объективная информация об эффективности каждого сотрудника. По итогам ревью можно:

  • изменить грейд сотрудника;
  • изменить размеры оплаты труда или систему начислений;
  • изменить должность сотрудника;
  • проработать индивидуальный план развития для каждого сотрудника: выделить конкретные зоны улучшения, зафиксировать и описать конкретные шаги развития на полгода;
  • принять решение об увольнении сотрудника;
  • принять решение о расширении штата.

Саммари:

  1. Performance Review — это метод оценки персонала, точнее, его эффективности. Основанный на широко известной «оценке 360°», метод ревью отличается более сложной и комплексной структурой.
  2. Польза от Performance Review двусторонняя: сотрудник получает персональный план для своего карьерного развития, а компания может оценивать вклад каждого и строить эффективные команды.
  3. Performance Review включает селф-ревью, запрос обратной связи, отзывы на коллег, отзывы на руководителя, встречу руководителя с сотрудником и другие действия. Порядок и разбивка по этапам — на усмотрение организаторов.
  4. Проводя Performance Review сотрудника, мы в Uplab стремимся развивать команду и формировать культуру обратной связи, чтобы повышать производительность компании.

Расскажите
о вашем проекте