Как рассказывают разработчики о технологиях, при настройке алгоритмов рекомендаций они столкнулись с челленджами. Это было взаимодействие с новыми пользователями, о которых еще ничего не известно, и продвижение треков, которые еще не успели завоевать популярность. Чтобы с ними справиться, использовали анкетирование пользователей и комбинацию разных алгоритмов, а также инновацию Яндекса — спектральный анализ мелодий.
При регистрации в Яндекс. Музыка новым пользователям предлагается выбрать любимые жанры и исполнителей, чтобы рекомендательные системы могли подобрать для них треки.
По мере того как пользователь взаимодействует с Яндекс Музыкой, ставит лайки, переслушивает или проматывает треки, приложение основывается на этих знаниях и подстраивает рекомендации: определяет, какие станции актуальны, и начинает их предлагать. Здесь подключаются принципы коллаборативных фильтраций, и в рекомендациях выдаются треки, популярные среди пользователей с похожими предпочтениями.
Но как рекомендовать новые треки, если их ещё никто не слышал? Если делать это случайным образом, сложно попасть в цель: мало кто будет доволен, если в его плейлисте вдруг появится жесткий индастриал.
Частично проблему решают метаданные трека. Можно рекомендовать трек, у которого указан жанр «индастриал», если пользователь слушает много треков этого жанра. Но сложность в том, что стили современной музыки — субъективное понятие, и сторонники «олдскульного» индастриала вряд ли оценят релиз из новой волны.
Поэтому в Яндекс. Музыке создали алгоритм обучения нейросети, основанный на спектрограммах песен. Программа получает векторные представления треков и анализирует их: машинное обучение прошло на спектрограммах тысячи треков с достаточным количеством обратной связи. В результате получается предсказывать, каким пользователям понравится трек. Этот метод позволил Яндексу улучшить рекомендации.
Благодаря продвинутым рекомендательным системам количество новых треков в Музыке увеличилось в два раза. Теперь пользователи теперь тратят больше времени на прослушивание музыки, а число дизлайков и жалоб на треки сократилось на 7,5%.
Комментарии к статье
Комментарии: 0