BPM-системы, или BPMS (от англ. «Business Process Management System») — это программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов в компании. В его основе лежит так называемая «концепция процессного управления» — один из подходов повышения эффективности. BPM-системы помогают внедрять этот подход в удобной цифровой форме, или оцифровывать, если он уже используется. В этой статье разбираем суть концепции процессного управления, рассказываем, как работают BPM-системы и делаем выводы, каким бизнесам выгодно их внедрять.
Концепция процессного управления (Business Process Management, BPM) — это один из подходов к оптимизации бизнес-процессов. Его суть в том, чтобы отслеживать бизнес-процессы и представлять их как взаимосвязанные цепочки задач, ведущие к конкретным целям. Термин BPM охватывает не только технологии, но и методологии, принципы и культуру организации.
Бизнес-процесс — это типовая деятельность компании. Им может быть продажа товара, передача товара в доставку транспортной компании, приём на работу нового сотрудника, оформление возврата товара. Бизнес-процессы всегда выполняются одинаково и постоянно повторяются: каждый из них похож на «конвейер задач». В подходе «BPM» процессы раскладывают на отдельные операции, чтобы максимально оптимизировать весь процесс: например, делегировать задачи свободным менеджерам или делать часть операций параллельно.
Рассмотрим пример: продажа клиенту картошки во фритюре.
В ресторане за клиентом закреплен официант, который принимает заказ и передаёт его повару. Тот режет картофель и жарит его во фритюре. Если заказов несколько, повар готовит их по очереди. Поэтому ожидание заказа может длиться полчаса или даже больше.
В кафе быстрого питания все процессы оптимизированы, чтобы сэкономить время. Официантов нет, заказы принимает кассир. Поваров несколько. Пока один готовит картофель, другой собирает на поднос соус и приборы. Картофель фри будет готов за пять минут.
Почти каждое производство может существенно сократить затраты времени, если будет использовать BPM-подход. Сегодня он идёт рука об руку со специальным софтом, BPM-системами, которые помогают визуализировать все бизнес-процессы в виде графических схем, записывать и оптимизировать их. Но этим возможность программ не ограничиваются: это сложные комплексы, которые могут выполнять разные задачи.
С помощью BPM-системы можно автоматизировать многие бизнес-процессы в компании: документооборот, управление закупками и продажами, работу с персоналом, учет рабочего времени сотрудников, техническую поддержку, отслеживание настроения клиентов и повышение их лояльности и многое другое.
В BPM-системе можно прописать оргструктуру компании, включающую имена и должности ключевых сотрудников. А после этого строить модели бизнес-процессов в виде блок-схем, указывая ответственных на каждом этапе. Когда процесс создан, его можно опубликовать на сервере, и тогда он становится исполнимым: процесс можно запустить и следить за выполнением. Такая автоматизация помогает исключить «зависание» процессов и попытки сотрудников снять с себя ответственность. Но это не единственный плюс BPM-систем.
На рынке доступны различные отечественные и зарубежные системы автоматизации процессов компании, различающиеся возможностями. Если вы решили внедрить одну из них, важно сделать это вдумчиво и предварительно провести серьезную подготовку.
Чтобы выбрать оптимальный программный продукт, ориентируйтесь на такие критерии:
Собрали лучшие доступные на российском рынке BPM-программы и коротко описали их возможности. В подборку вошли как отечественные, так и зарубежные продукты. Цены актуальны на декабрь 2024 г.
Отечественная платформа для управления архитектурой компаний и разработки бизнес-приложений, включена в реестр российского ПО. На базе платформы разработаны типовые отраслевые решения для управления логистикой, бюджетом, заказами, отгрузками, работы с персоналом и клиентами и других задач. Гибко и просто адаптируется под задачи конкретного бизнеса за счет low-code архитектуры.
Стоимость: от 499 000 рублей за самостоятельное внедрение при поддержке команды Comindware, точная сумма рассчитывается индивидуально. Компания обещает полное внедрение в пределах 4 недель и MVP уже за 20 минут.
Система управления business process с высокой адаптивностью для задач любого типа и уровня сложности. Предлагает четыре продукта — monday work management для проектов и задач, monday CRM для отделов по работе с клиентами, monday dev для разработчиков и продуктовых команд и monday service для ИТ и служб поддержки.
Гибкие инструменты позволяют создавать индивидуальные доски и настраивать их под нужды конкретного бизнеса. В основе системы лежит визуализация работы. Система интегрируется с популярными программами сервисами — Outlook, Dropbox, сервисами Google, OneDrive, Excel, SurveyMonkey, Mailchimp, GitLab, GitHub и еще несколькими десятками других.
Стоимость: от 9$ за одного пользователя в месяц, для корпоративного тарифа рассчитывается индивидуально. Есть бесплатный тариф для monday work management на двух пользователей с базовыми возможностями и 14-дневная бесплатная версия для тарифа Pro у всех продуктов.
Отечественная Low-code система автоматизации бизнес-процессов организации. Позволяет управлять взаимоотношениями с клиентами, документооборотом и внутренними сервисами на единой платформе. Гибкие настройки форм задач, готовые шаблонные и сценарии, обширные настройки исполнения процессов с выбором исполнителей задач, мониторинг и контроль выполнения процессов, уведомления в случае проблем и ошибок.
Из интересных опций — для крупных компаний доступен налоговый мониторинг. Позволяет вместо физических налоговых проверок предоставить ФНС доступ к данным бухгалтерского и налогового учета компании через Интернет.
Стоимость: 7 000 руб. в год за одного пользователя в облачной версии и 14 000 единовременно при размещении на сервере клиента. Есть 14-дневный пробный период. Стоимость продвинутого тарифа Enterprise для крупных компаний с высокой нагрузкой рассчитывается индивидуально.
Система управления бизнес-процессами основана на систематизации рабочего времени сотрудников и анализе качества продукта. Позволяет создавать доски для задач и отслеживания прогресса их выполнения, в том числе, с помощью динамических чек-листов, предоставляет статистику рабочего времени и действий сотрудников. Интерфейс очень простой и понятный, благодаря чему автоматизация бизнес-процессов проходит быстрее. Благодаря встроенным шаблонам пользователи могут создавать собственные уникальные решения с уведомлениями и отчетами.
Стоимость: 16$ в месяц за одного пользователя. Есть 14-дневный пробный период для и бесплатная версия таск-менеджера для группы до трех пользователей.
Облачное ПО для process management с типовым функционалом. Предоставляет возможность управлять процессами и деятельностью персонала, контролировать ход и время выполнения задач. Отличается простым интерфейсом и большой гибкостью — программа легко настраивается под задачи и потребности бизнеса. Есть мобильная веб-версия, приложения для iOS и Android.
Стоимость: 24$ за одного пользователя в месяц, но не менее пяти пользователей. Есть 30-дневный пробный период.
Одно из самых популярных BPM-решений для автоматизации как малого и среднего бизнеса, так и крупных корпораций на российском рынке. Включает все нужные инструменты для управления бизнес-процессами, позволяет автоматизировать коммуникации, продажи, проекты и задачи. Возможности системы позволяют создать онлайн-офис, повторяющий структуру компании, фактически корпоративную соцсеть; автоматизировать рутинные задачи вроде работы со сделками, согласования договоров, оплаты счетов. За автоматизацию продаж и маркетинга отвечает CRM-система, работа с задачами и проектами организована в удобном таск-трекере. Через систему можно создавать собственные сайты, включая лендинги и интернет-магазины.
Стоимость: от 348 рублей за одного пользователя (минимальное количество пользователей — 5 человек), при оплате за год скидка 30%. Есть бесплатный тариф с базовыми функциями и без ограничения по числу пользователей. Есть 15-дневный пробный период для максимального тарифа.
BPM-решение со стандартными возможностями — пользователям доступна оптимизация и автоматизация бизнес-процессов. Система делит их на четыре понятных этапа — создание и заполнение формы с информацией, настройка процесса в черновике, настройка параметров доступа и визуализация процесса. С помощью библиотеки виджетов и собственных скриптов можно создавать персональные приложения и гибко настраивать их под себя.
Стоимость: от 1900 рублей за одного пользователя в месяц, скидка 25% при оплате за год. Есть 15-дневный пробный период на все тарифные планы.
Сервис позиционирует себя как гибкий конструктор для business process management. Набор инструментов системы включает документооборот, управление проектами, CRM, В2В2С-решения и корпоративные коммуникации. Внутренний low-code язык платформы позволяет удобно и быстро настраивать процессы. Гибкая настройка форм, наглядный визуальный редактор, обширные настройки прав доступа и возможность настроить любую логику процессов делают систему действительно удобной для автоматизации бизнеса как небольших ООО или ИП, так и крупных организаций. Есть веб-версия, десктопное и мобильное приложения.
Стоимость: от 850/950 рублей за пользователя в месяц при оплате за год/полгода пользования облачной версией, либо от 7500 рублей разово при размещении на сервере клиента. Для больших компаний цена рассчитывается индивидуально.
Эта система автоматизации бизнеса сочетает инструменты планирования, контроля и распределения времени, коммуникации, управления файлами, аналитики важных метрик, наглядной визуализации. Есть возможность настроить внешний вид ПО под корпоративный стиль компании. Интерфейс простой, понятный и доступный для освоения далекими от IT-пользователями. Система интегрируется с сервисами Google и другими востребованными в бизнесе программами.
Стоимость: от 20$ за пользователя в месяц. Цена продвинутой версии определяется индивидуально. Есть 14-дневный пробный период
Облачная система визуализации и автоматизации бизнес-процессов и подробного контроля рабочего времени. Удобный понятный интерфейс позволяет быстро моделировать процессы компании, а библиотека из 200+ шаблонов с возможностью их гибкой модификации помогает начать легко использовать систему. Есть внутренняя социальная сеть, где сотрудники могут взаимодействовать и отслеживать обновления по своим задачам. Производитель делает акцент на высокой скорости обработки информации в системе и особенно безопасном хранении данных.
Стоимость: 56,2$/11,25$/2,25$ в месяц за роли редактора, участника и зрителя, соответственно. Есть 30-дневный пробный период.
Комментарии к статье
Комментарии: 0