Теория ожиданий Виктора Врума
Виктор Врум ввел понятия ожидания — оценки вероятности, что действия приведут к определенному результату, и валентности — привлекательности или осознанной ценности полученного результата. Он считал, что люди ведут себя определенным образом, когда считают, что их действия приведут к конкретным результатам.
Виктор Врум вывел формулу мотивации, которой и сейчас пользуются бизнес-тренеры:
Мотивация = (Вложения → Результат) × (Результат → Вознаграждение) × Ценность вознаграждения (валентность)
Степень мотивированности сотрудника, по Вруму, зависит от того, как он оценивает результат, свои способности и энергозатраты по его достижению.
Исследования мотивации: Хоторнский эксперимент
Хоторнский эксперимент проводился на фабрике «Вестерн Электрикс» в городе Хоторн, США в 1928 году. Его целью было исследование влияния условий труда на эффективность. Руководителей фабрики интересовал вопрос, как повысить производительность труда рабочих с наименьшими затратами.
Проблемой было длительное снижение производительности, причину которой не могли выяснить, и в качестве крайнего средства привлекли специалистов по психологии под руководством ученого Элтона Мэйо.
По предварительной гипотезе, на эффективность труда влияли освещение, перерывы, продолжительность рабочего дня, размер заработной платы. Исследователи приходили на завод и беседовали с рабочими, проводили интервью, спрашивали их мнения, предлагали разные условия, но существенных улучшений не было.
В конце концов выяснилось, что наибольшее влияние оказывает человеческий фактор. Эффективнее работали те сотрудники, которые объединялись в организованные социальные группы с лояльным, понимающим руководителем и взаимной поддержкой — своеобразное «братство».
Таким образом, исследование выявило, что на производительность труда сильнее влияют социальные и психологические факторы, а не физические условия. А производительность зависит как от способностей самого работника, так и от атмосферы в коллективе.
Применение теорий мотивации на практике
Применение теорий мотивации меняет современную практику управления персоналом. Руководители организаций отходят от восприятия людей как «трудовых ресурсов» и стараются учитывать их человеческие потребности. Теории мотиваций и научные исследования психологии труда показали, что эффективность работы во многом зависит от мотивации и удовлетворенности условиями.
- Применение теории справедливости очень помогло достижению равенства на рабочих местах. Она побуждает руководителей обеспечить прозрачность для сотрудников в системе оплаты и гарантировать, что каждый получит справедливую компенсацию за свой труд.
- Теория подкрепления Скиннера помогает понять, как именно положительное или отрицательное подкрепление позволяет регулировать поведение сотрудников. Организации могут оценивать свой предыдущий опыт и создавать новые стимулы для поощрения и наказания.
- Теория Герцберга помогает делать работу в команде более разнообразной и стимулировать к достижениям, учитывая индивидуальные особенности каждого, а теория Врума помогает определить степень мотивированности каждого из сотрудников.
- Теории потребностей Маслоу, Аткинсона и ERG помогают руководителям не забывать про тот базовый минимум, который необходим каждому, и без которого не может происходить мотивация к достижениям более высоких уровней.
- Хоторнский эксперимент помогает понять, как важно учитывать человеческий фактор — межличностные взаимоотношения сотрудников, их взаимную поддержку, атмосферу в коллективе. Если руководитель не обращает внимания на эти процессы, то они развиваются стихийно, и не всегда в лучшую сторону.
Признание важности мотивации сотрудников и их удовлетворенности своей работой, руководители могут создавать позитивную среду, которая приведет к повышению производительности труда, а значит, и к увеличению прибыли.
Саммари
- Мотивация — это процесс управления мотивами, которые побуждают личность к действию. Личность может руководствоваться как внешними, так и внутренними факторами. К внешним относятся стремление к вознаграждению или страх получить наказание, к внутреннему — желание роста, развития, признания, достижений.
- Мотивация у человека связана с уровнем дофамина, который регулирует не только удовольствие от результата, но и чувство радости от предвкушения. От него зависят волевые усилия и когнитивные способности, поэтому высокомотивированный человек легче добивается результата. Однако чрезмерная мотивация тоже вредна, так как приводит к сильному стрессу и снижает эффективность.
- Существует большое количество теорий мотиваций. Одни из них (например, теория Маслоу) рассматривают потребности человека, как побуждение к действию, при этом потребности могут быть базовыми и высшего уровня. Другие уделяют больше внимания поведению человека, например, теория подкрепления Б. Скиннера, и его ожиданиям от результата (теории Адамса и Врума).
- Экспериментальные исследования влияния условий труда на продуктивность привели к неожиданным результатам: оказалось, межличностные отношения и атмосфера в коллективе играют более важную роль, чем было принято считать раньше. Это обосновывает важность нематериальной мотивации персонала и создание корпоративной культуры.
- Применение теорий мотивации на практике позволяет создать на предприятии более комфортные условия, способствующие увеличению продуктивности труда.
Комментарии к статье
Комментарии: 0