Блог

Важна ли новизна в дизайне?

26 июля 2023
7 мин. 1759
image
image
Юлия Гаврилова редактор
Важна ли новизна в дизайне?
Привет! Меня зовут Юля, я редактор в Uplab. Вместе с командой мы создаем для вас полезные материалы про дизайн, диджитал и управление проектами. Но иногда хочется поговорить о чем-то концептуально важном.

Многие идут в профессию дизайнера за творчеством и самореализацией. И разочаровываются, когда оказывается, что дизайн — это еще про аналитику, исследование и понимание бизнес-задач.
Кажется, что все уже придумано до нас. И лучшее, что можно сделать, — это изучить существующие удачные решения и как-то их скомбинировать.

Но мы в агентстве Uplab верим, что на простом копировании или компиляции существующих приложений далеко не уедешь. И что в каждом новом проекте дизайнер может и должен творить новизну.

Как же дизайнеру перестать копировать окружающих и себя самого? Поговорим об этом в статье.

Как устроена креативность

Мозг — это, по сути, суперкомпьютер, который постоянно оперирует понятиями, суждениями и ассоциациями, чтобы находить закономерности в окружающем мире. Дизайн, как и любая другая творческая деятельность, — это процесс поиска закономерностей.
Чем больше в арсенале мозга различных знаний и опыта, тем более интересные закономерности он может разглядеть. И чем больше дизайнер посвящает времени самообразованию и развитию насмотренности, тем лучше у него получается составлять интересные сочетания из знакомых компонентов.
Но это в теории. В реальности многие дизайнеры в какой-то момент останавливаются в развитии и просто делают так же, как и все остальные. Ведь заказчик редко приходит с посылом: «Сделай мне что-то такое необычное, чтобы я ахнул!». Гораздо чаще просят, чтобы работало и продавало. И желательно побыстрее и подешевле. А творческие заморочки это как-нибудь потом, в нерабочие часы.

Где тогда брать стимул к творческому развитию?

Воруй как художник?

В дизайне часто говорят про заимствования. Steal like an artist, воруй как художник. Нет точной границы, где ты позаимствовал, а где сделал сам.
Ведь при создании нового мозг комбинирует то, что ему уже известно.
Технически грамотный функциональный дизайн выполняет бизнес-задачи. Но запоминающимся и оригинальным проект делают эстетика и необычная концепция. Исследование McKinsey о компаниях, которые инвестируют в дизайн, подтверждает это: прибыль и возврат на инвестиции значительно выше, у бизнесов, которые инвестируют в дизайн, чем у тех, кто довольствуется шаблонными решениями.

Согласно исследованиям, внешний вид и функциональность сайта имеет огромное влияние на пользователей:
Forester утверждает, что просто хороший пользовательский интерфейс может повысить коэффициент конверсии веб-сайта до 200%, а отличный — до 400%.
Каждый доллар, вложенный в дизайн UX, приносит от 2 до 100 долларов ROI.
При этом:
Около 57% опрошенных пользователей сказали, что не будут рекомендовать знакомым сайт компании с плохим мобильным дизайном.
Неэстетичность — основная причина, по которой 52% пользователей не возвращаются на сайт.
На самом деле в дизайне важно делать новое каждый раз в любом проекте, от самого маленького элемента до концепции проекта в целом. И дизайнерам нужно доносить это до своих клиентов.
Например, сайты аэропортов лет 10−15 назад служили в первую очередь рекламной площадкой: упакуйте багаж, закупитесь в Duty Free, закажите такси. Много информации, мало заботы о пользователе. Однако тренд последних лет ― снижать когнитивную нагрузку.
Когда мы создавали дизайн сайта для аэропорта Геленджика, мы следовали современным принципам юзабилити.
Геленджик — курортный город, и важно задавать атмосферу летнего отдыха с первой точки касания. Поэтому на главном экране мы показали живописные пейзажи и прогноз погоды.

Но мы придумали необычную фишку ― дополнили сайт анимацией, чтобы экран менялся в зависимости от реальных метеоусловий в городе — от бликов солнца до капель воды от дождя. Это и информативно, и выглядит красиво. То же и с кнопками на первом экране. Они помогают путешественнику совершить только действительно полезные для него действия: купить билеты или открыть онлайн табло.

Всегда ли нужно стремиться сделать по-новому?

Стремление к новизне помогает делать крутые проекты практически во всех нишах. Но иногда креатив неуместен — не будем это скрывать.

Например, личный стиль важен в создании визуала. Если вы иллюстратор, веб или графический дизайнер, делать «не как все» значит создавать добавочную стоимость вашего труда. Но не когда речь идет о пользовательском опыте. Там не может быть речи о стиле.

В погоне за «оригинальным» пользовательским опытом легко потерять деньги клиента. Вдруг пользователи не поймут новое решение? Никому не хочется спонсировать искусство ради искусства.

Например, все маркетплейсы плюс-минус работают одинаково. Каждое мини-взаимодействие пользователя с платформой покрыто сотнями UX/UI исследований. Даже маленькие изменения в привычном опыте рискованны, поскольку напрямую влияют на конверсию и прибыль. Пользователь не разобрался как положить товар в корзину и все, больше он к этому не вернется.

Поэтому в e-commerce дизайнеры изучают удачные практики, а из лучших решений собирают свое. Для онлайн магазина важнее продавать, а не быть оригинальными.

4 принципа создания нового

Мы поговорили о том, когда уместно креативить, а когда нет. Теперь давайте обсудим, как же создавать новое.

Есть всего 4 принципа:
не делать так, как ты уже сам делал до этого;
не делать как делали коллеги по студии/компании;
не делать, как другие студии;
делать так, как никто и никогда не делал.
Вряд ли стоит пояснять, что не стоит заниматься плагиатом собственных решений или решений коллег. А вот как делать так, как никто и никогда не делал?

Как придумывать новые идеи?

Хотеть делать по-новому — половина решения проблем. Именно с намерения искать и находить новые решения и начинается творчество.

Второй шаг — это понимать как сделать по-старому. Дизайнер ― не сферический конь в вакууме. Конечно, все мы живем и работаем в рамках индустрии, где есть свои принципы, правила и наработки. Образование и насмотренность помогают.

Но ― дальше третий шаг — не брать первую попавшуюся идею. Покрутить ее, дать себе подумать еще.

И, наконец, четвертый шаг — не бояться ставить под сомнение и пересматривать саму задачу. Кто сказал, что должно быть именно так, а не наоборот? Например, лет десять назад была обязательна карта сайта. А еще верили, что скролл ― это неудобно.

Все эти правила когда-то работали. Но изменились времена, изменились и правила. Оказалось, что и скролл ― это удобно, и без карты сайта тоже можно обойтись. И если бы не нашлось человека, который пошел наперекор условностям, мы бы так и жили без скролла.

Как понять, что делаешь хорошо?

С оригинальными решениями всегда есть риск, что они окажутся неэффективными. Но способ минимизировать риски есть — тесты и исследования.

UX/UI дизайнер может провести следующие тесты и исследования для проверки эффективности своего решения:
Тестирование пользовательского интерфейса (UI)
Позволяет оценить удобство использования интерфейса, находить слабые места и исправлять их. Включает в себя тестирование навигации, кнопок, форм, цветовой схемы и других элементов интерфейса.
Тестирование пользовательского опыта (UX)
Помогает проанализировать взаимодействие пользователя с продуктом и выявить проблемы, которые могут возникнуть при его использовании. Сюда входят: тестирование понятности и простоты использования, скорости выполнения задач, удовлетворенности пользователя и других аспектов пользовательского опыта.
Исследование пользовательских потребностей
Позволяет выявить потребности и ожидания пользователей от продукта. Среди методов: проведение опросов, интервью, фокус-групп и анализ конкурентов для определения того, что пользователи хотят получить от продукта.
Анализ данных использования продукта
Позволяет оценить, как пользователи реально используют продукт, и выявить проблемы, с которыми они сталкиваются. Включает в себя анализ данных использования продукта (например, с помощью Google Analytics), проведение тестов A/B и анализ отзывов пользователей.

Все эти тесты и исследования помогают UX/UI дизайнеру получить обратную связь от пользователей, выявить проблемы и улучшить продукт, чтобы он был максимально эффективным и удобным для использования.

Что будет с дизайнером, если он не будет делать по-новому?

Да разверзнется твердь земная, да поглотит его геенна огненная… На самом деле, нет, конечно, миры не рухнут, и никто вас не покарает, если вы будете копировать коллег.

Но привычка к поиску оригинальных решений развивает самого дизайнера, увеличивает его стоимость и востребованность на рынке. То же применимо к агентствам.

Целая индустрия дизайна становится лучше и продвигается вперед, если развивается каждый отдельный специалист.

Надеемся, что смогли вдохновить вас на создание чего-то нового и классного. Еще больше вдохновения у нас в блоге, а еще в Telegram. Например, недавно опубликовали пост о том, как использовать горизонтальный скролл для создания необычной визуальной концепции ― подписывайтесь.

Расскажите
о вашем проекте