Услышав фразу «жизненный цикл», многие вспомнят учебник биологии и рисунки, где из икринки появляется головастик, а потом лягушка. И это действительно хорошая метафора цикла, который сотрудник проходит в компании. Но если срок жизни земноводного на каждой стадии развития отмерен природой, то человек сам определяет, как строить свою карьеру. При этом работодатель заинтересован в том, чтобы сокращать текучку кадров и удерживать ценных сотрудников как можно дольше. Модель «Жизненный цикл сотрудника» помогает проанализировать работу с кадрами и улучшить стратегии по привлечению, адаптации и удержанию сотрудников. В этой статье мы подробно разберём, как строится эта модель и как использовать её в работе HR-специалиста.
В 2024 году более трети работодателей отметили высокую текучесть кадров, особенно среди специалистов junior и middle звена: таковы итоги исследования, проведённого консалтинговой компанией Kept. Эксперты назвали среди причин усиление конкуренции за сотрудников и большое количество вакансий с временной и проектной занятостью. Имея много возможностей для трудоустройства, специалисты меняют работу в стремлении найти более интересный проект или привлекательные условия труда. Показательно, что текучесть кадров неуклонно растёт уже несколько лет, а потому многие специалисты по персоналу в своей работе делают ставку на стратегии по удержанию сотрудников. Большую пользу в этом может принести модель жизненного цикла сотрудников.
Жизненный цикл работника — модель, которая описывает стадии взаимоотношений между сотрудником и организацией. Он начинается, когда сотрудник впервые слышит о компании и вакансии, продолжается во время собеседований, найма и адаптации к работе, продолжается в процессе работы, и длится до момента увольнения и даже после окончания взаимодействия с компанией. Далеко не каждый сотрудник проходит все этапы: циклы жизни топ-менеджера и джуниор-специалиста будет отличаться. Также не существует точных временных рамок и для цикла в целом, и для каждого этапа — они зависят от должностных обязанностей, стажа сотрудника, его психологических особенностей. Тем не менее, жизненный цикл есть у каждого работника, находящегося в трудовых отношениях с компанией, и грамотный HR-специалист будет использовать эту модель для анализа метрик и управления командой.
Жизненный цикл специалиста в организации обусловлен психологическими механизмами и потребностями бизнеса. Поэтому его стадии невозможно поменять местами, как нельзя сначала прожить старость, а потом детство. Но при этом не все эксперты, использующие модель, сходятся на одних и тех же стадиях; в разных источниках их количество варьируется от 5 до 11. Ниже мы описали шесть стадий, которые упоминают чаще всего.
Привлечение (Attraction)
Найм (Recruitment & Selection)
Адаптация (Onboarding)
Развитие и удержание (Development & Retention)
Уход из компании (Separation/Offboarding)
Последующие отношения (Alumni Relations)
HR-специалисты могут использовать и другие варианты модели: например не учитывать этап привлечения или добавлять другие этапы (Создание привлекательности, Вовлечение, Признание и Подготовка к увольнению). Они помогают больше сосредоточиться на оптимизации конкретной стадии.
Жизненный цикл сотрудника начинается еще до того, как он впервые слышит о компании. На этапе «Attraction» цель HR — привлечь внимание возможных сотрудников. Важно создать положительный имидж работодателя, поработать над его брендом и проанализировать, как выглядит коммуникация компании. Вот несколько пунктов, на которые стоит обратить внимание:
Соискатель легко может получить отзывы компании у действующих и бывших сотрудников, в личном общении или на профильных сайтах-отзовиках. Поэтому HR важно собрать мнения сотрудников, покинувших компанию: в них отражаются те отзывы, которые может услышать потенциальный соискатель. И подумать о том, как отработать возражения и что исправить.
Развивайте соцсети и сайт, транслируйте в них ценности компании, чтобы найти единомышленников.
Посещайте отраслевые мероприятия: это отличная возможность как заявить о себе, так и найти заинтересованных кандидатов на вакансии.
Относитесь к соискателям как к клиентам, ведь в случае успеха выгода будет обоюдна. Общайтесь открыто, уважайте их время, и даже если этих конкретных кандидатов вы в итоге забракуете, они могут позитивно отозваться о вас друзьям и коллегам.
Метрики: для контроля за процессом сосредоточтесь на таких показателях, как количество и качество входящих заявок, стоимость привлечения, узнаваемость бренда работодателя.
При подборе персонала важно не только знакомство с кандидатом, но и предоставление ему информации о компании, ее ценностях и правилах. Помните, что оценивают и вас тоже. Отбор происходит с обеих сторон, и на решение кандидата о трудоустройстве влияют не только финансовые условия.
Хороший инструмент для найма — «воронка подбора»: она позволяет сделать процесс подбора персонала осознанным и управляемым. Мы подробно разбирали её в одной из прошлых статей.
Вот ещё несколько пунктов, на которые стоит обратить внимание при настройке процесса найма.
Описание вакансии должно быть честным: подробно напишите о необходимых компетенциях, если работа предполагает ночные смены или частые командировки, обязательно укажите это и ищите сотрудников, готовых к такому графику.
Личностные качества потенциальных сотрудников могут противоречить ценностям вашей компании, и обеим сторонам лучше узнать об этом сразу.
Если в вашей компании есть программа наставничества, обязательно упомяните об этом в описании вакансии — это может стать решающим фактором для кандидата при выборе между вашей компанией и конкурентами.
Вдумчивая разработка оценочных методов очень важна, как и продуманная структура интервью. Это поможет обеспечить последовательность и объективность в оценке.
Упростите процесс подачи заявки, избегая слишком длинных анкет.
Важно чтобы кандидаты были своевременно информированы о результатах каждого этапа отбора.
После завершения этапа отбора наступает время принятия решения о найме. Этот процесс требует согласованности между HR и топ-менеджерами. Роль HR заключается в организации и проведении процесса отбора, соблюдения законодательства и подготовке необходимых документов.
Очевидно, что решение о найме может быть и отрицательным — тогда жизненный цикл сотрудника закончится, едва начавшись. Но в случае позитивного решения сотрудник переходит н аследующй этап: адаптацию.
Адаптация нового сотрудника играет решающую роль в его интеграции в команду. Успешная адаптация не только поможет сотруднику освоиться, но и формирует лояльность к компании, что уменьшает текучесть кадров и повышает продуктивность. Ниже несколько советов:
Важно создать программу адаптации. Такая программа должна быть структурирована, включать четкие шаги и мероприятия, которые помогут новичку понять ценности компании и что от него ждут.
Давно показавший себя метод — прикрепление к новому сотруднику наставника. Далеко не всегда это возможно, но качестве замены современные технологии предлагают Digital onboarding.
Включение нового сотрудника в команду должно происходить постепенно, в поддерживающей атмосфере, с акцентом на социальную интеграцию и обеспеченность необходимыми для работы ресурсами.
Не забывайте про оперативное получение фидбэка, то есть обратной связи. Это создает пространство для открытого общения и позволяет новому сотруднику чувствовать поддержку со стороны руководства.
Роль HR в процессе адаптации нового сотрудника нельзя переоценить. Специалисты по управлению человеческими ресурсами должны взять на себя ответственность за разработку и координацию программы адаптации, а также за мониторинг прогресса новых сотрудников.
Метрики: Для понимания ситуации важно отслеживать скорость адаптации, удовлетворенность новых сотрудников процессом адаптации, процент успешного прохождения испытательного срока, на каком уровне вовлеченность новых сотрудников.
На этом этапе формируются условия для профессионального роста и создания долгосрочных отношений между сотрудником и компанией. Считается, что на этом этапе сотрудник достигает своего пика возможностей, но насколько долго он будет находится на пике зависит от вашей кадровой политики.
Компания должна предлагать варианты карьерных путей и возможности для роста внутри организации. Оправдывает себя прозрачность этих процессов, когда в открытом доступе для сотрудников находятся описания должностей, требований к ним и необходимых навыков.
Каждый сотрудник должен иметь возможность разработать свой индивидуальный план развития, который будет учитывать его цели, сильные стороны и области для улучшения. Наличие оплачиваемых компанией курсов повышения квалификации, это инвестиция не только в обучение сотрудников, но и в их лояльность.
Важно создавать условия, способствующие вовлеченности. Классический пример это прозрачная система оценок и вознаграждений. Также не стоит забывать и про корпоративную культуру. Сотрудник, чувствующий себя частью команды, трудится более эффективно, чем просто попутчик.
На HR отдел на этом этапе ложится разработка программ развития и адаптации, а также сбор статистики и обратной связи для адекватной оценки как деятельности сотрудника, так и его восприятия своей роли в компании. Если оценки высоки, то HR должен разрабатывать стратегии удержания ключевых талантливых сотрудников, включая программы лояльности, карьерного роста и профессионального развития.
Метрики: Уровень удержания сотрудников, индекс вовлеченности, процент сотрудников, охваченных программами развития, удовлетворенность сотрудников возможностями для роста.
Этап ухода, или offboarding — завершение трудовых отношений с сотрудником. Этап ухода не просто формальность. Правильное управление процессом увольнения может значительно повлиять на репутацию компании и ее способность привлекать таланты в будущем.
В прошлом веке считалось нормой до пенсии работать на одном месте. Сейчас доминирующим является регулярная смена места работы и даже профессии, поэтому вы регулярно будете сталкиваться с уходом сотрудников. Со стороны компании это также может быть оправдано, ведь напряженно занимаясь одними и теми же задачами люди «выгорают» и лучше дать человеку возможность заняться другим, найдя на его место другого специалиста.
Процесс увольнения должен быть правильно организован. Не забудьте про:
Соблюдение юридических процедур: увольнение должно происходить в соответствии с действующими законами, включая уведомление о прекращении трудового договора и расчеты с работником.
Этические нормы: важно обеспечить прозрачность процесса, объяснив причины увольнения и предоставив возможность для обсуждения. Увольнение должно проходить максимально гладко, чтобы минимизировать стресс для сотрудника и помочь ему передать дела.
Знания и опыт: кто-то возьмет на себя обязанности увольняющегося, и важно чтобы ему были переданы все необходимые знания и текущие дела.
Выходное интервью: не забудьте собрать обратную связь. Выходные интервью могут дать ценную информацию о том, что можно улучшить в организации, а также помочь понять причины ухода сотрудника.
Метрики: Нужно контролировать качество выходных интервью — ценность полученной обратной связи, плавность процесса увольнения, отслеживать репутацию компании как работодателя после ухода сотрудников.
В современной России к увольнению часто относятся как к финалу отношений. Нередко руководителями увольнение воспринимается как «предательство» компании, часты случаи «ухода со скандалом». Этот вариант в корне ошибочен. В современном бизнесе тенденции обратные и поддержание отношений с бывшими сотрудниками становится важной частью стратегии управления человеческими ресурсами. Этот этап не только создает положительный имидж компании, но и открывает новые возможности для взаимодействия и сотрудничества с теми, кто когда-то был частью организации.
Бывшие сотрудники могут стать ценными амбассадорами бренда, делясь положительным опытом работы в компании и рекомендуя ее как работодателя. Кроме того, они могут быть источником новых идей, партнерств и даже клиентов.
Для создания вокруг вашей компании сообщества дружественных специалистов полезно приглашать бывших сотрудников на ваши мероприятия, поддерживать неформальное общение как бывших, так и нынешних работников, например на профессиональных ресурсах, периодически предлагать новые вакансии или возможно вернуться на прежних условиях.
Инвестиции в этот процесс могут привести к значительным выгодам как для организации, так и для ее сотрудников, создавая прочный фундамент для будущего роста и развития.
Для HR-специалистов понимание этапов жизненного цикла сотрудников важно для:
• Эффективной работы с новичками и поддержания их мотивации.
• Наблюдения за продуктивностью сотрудников.
• Снижения текучести кадров и удержания специалистов.
• Выявления выгоревших сотрудников и предоставления им поддержки.
• Определения оптимального момента для расставания с сотрудником.
Длительность жизненных циклов сотрудников индивидуальна и зависит от трех факторов.
Хотя стресс на рабочем месте не всегда контролируем, компании могут работать над повышением мотивации и управлением изменениями. Чтобы оптимизировать отслеживания жизненного цикла сотрудников важно вовлекать руководителей в этот процесс.
Этапы, через которые работник проходит во время работы в компании, называются «жизненным циклом сотрудника». Эта модель используется работодателями для создания эффективных стратегий по привлечению и удержанию специалистов. Топ-менеджеры проходят несколько другие этапы карьеры, чем менеджеры по продажам, но концепция «жизненного цикла» позволяет выделить общие черты и с высокой результативностью сосредоточиться на главном — поддержании мотивации и эффективностью сотрудника в течении долгого времени. Результата можно добиться используя инструменты мотивации: начиная с поощрений, а также комфортной обстановки, обучения, налаженного взаимодействия с руководителями и подчиненными.
Комментарии к статье
Комментарии: 0